Положение об особенностях преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа № 12»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «ООШ № 12»
Протокол от 26.08..2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ ООШ № 12
от 01.09.2022 № 28

ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях преподавания предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение об особенностях преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее – Положение) устанавливает правила организации изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в МБОУ «ООШ №
12» (далее – школа).
1.2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР)
является
обязательной,
реализуется
в
соответствии
с
основными образовательными программами основного общего образования (далее – ООП ООО), разработанными в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287.
1.3. ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ
начальной школы и обеспечивает в том числе знание основных норм морали, культурных традиций
народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
1.4. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по
заявлению учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой.
1.5. Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает:
 понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия;
 понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
 поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской
Федерации;
 знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;
 формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
 осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
 формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия
народов Российской Федерации.
1.6. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» конкретизируются школой с учетом выбранного по заявлению учащихся, родителей (за1

конных представителей) несовершеннолетних учащихся из перечня, который предлагает школа, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные,
национальные и этнокультурные особенности региона.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОДНКНР
2.1. ОДНКНР реализуется через:
 учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающий
учебные модули, предусматривающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона;
 включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность.
2.2. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающий учебные модули, предусматривающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона, включается в обязательную часть учебного плана и является обязательным для изучения на уровне
ООО.
2.3. С целью организации изучения ОДНКНР и определения набора курсов/модулей, входящих в ее
состав, школа проводит опрос родителей (законных представителей) по вопросу выбора учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), используя регламент, направленный письмом Минобрнауки
от 31.03.2015 № 08-461.
2.4. Занятия по ОДНКНР ведут учителя школы, которые прошли специальную подготовку.
2.5. При изучении ОДНКНР используются учебники, входящие в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, и учебные пособия, допущенные к использованию при реализации образовательных программ.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
3.1. Родители (законные представители) учащихся осуществляют выбор одного из учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) ОДНКНР, включенных в основные общеобразовательные программы.
Свой выбор родители (законные представители) фиксируют в заявлении.
3.2. Родители (законные представители) учащихся вправе выбрать изучение модуля/курса ОДНКНР в
форме семейного образования.
3.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения
домашних заданий и образования ребенка.
3.4. Родители (законные представители) учащихся не вправе отказаться от выбора модуля/курса ОДНКНР, который будет изучать их ребенок, так как ученик обязан освоить образовательную программу в
полном объеме и не может отказаться от изучения обязательной предметной области ОДНКНР.
4. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
4.1. Оценивание учебных достижений учащихся по модулю/курсу ОДНКНР производится в соответствии с Концепцией преподавания предметной области «ОДНКНР» и положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по основным общеобразовательным программам в МБОУ «ООШ № 12».
4.2. Система оценки ОДНКНР основывается на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
проектные работы учащихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и
взаимодействия в социуме (классе);
2

мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций учащихся.
4.3. В рамках изучения ОДНКНР учащиеся выполняют проектные работы, если это предусмотрено
ООП ООО. Оценивание проектных работ производится в соответствии с Положением.
4.4. Проектная работа является основной формой проверки достижения метапредметных и предметных
образовательных результатов учащегося.
4.5. Содержание проектной работы оценивается по следующим критериям:
№
Критерии
п/п

Оценка в
баллах

1

Соответствие названия проекта содержанию

0–1

2

Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос, вывод

0–6

3

Оформление: иллюстрации, рисунки, фотографии

0–2

4

Текст грамотно написан, идеи ясно изложены и структурированы

0–3

5

Наличие ценностно-смысловых установок: знание норм (когнитивный компонент), наличие позитивного отношения к нормам (ценностный компонент), принятие норм (эмоциональный компонент), поведение в соответствии с нормами

0–4

Максимальный балл – 16.
Перевод баллов в оценку:
 от 0 до 7 баллов – 2;
 от 8 до 11 баллов – 3;
 от 12 до 14 баллов – 4;
 от 14 до 16 баллов – 5.
4.6. В рамках изучения ОДНКНР ученики выполняют тестовые работы, если это предусмотрено ООП
ООО. Оценивание таких тестовых работ производится в соответствии с Положением.
4.7. Тестовая работа может быть использована для тематического и итогового контроля. При выполнении 35 и более процентов объема тестовой работы уровень знаний учащихся оценивается как «3», при
выполнении 36–50 процентов объема тестовой работы – как «4», при выполнении 50–
100 процентов объема тестовой работы – как «5».
5. ОСОБЕННОСТИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТКИ В АТТЕСТАТ
5.1. Отметка в аттестат по ОДНКНР выставляется выпускникам, освоившим ООП ООО и получившим на промежуточной аттестации по ОДНКНР, проводимой школой, отметку не ниже удовлетворительной.
5.2. Отметка выставляется в аттестат об основном общем образовании, если:
 ОДНКНР входил в обязательную часть учебного плана;
 ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, и его объем за два учебных года составлял 64 часа или больше.
5.3. В случае если ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, и его объем составлял менее 64 часов за два учебных года, ОДНКНР указывается в
перечне дисциплин в разделе аттестата «Дополнительные сведения», а отметка не выставляется.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».