Положение о ВСОКО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказом МБОУ «ООШ №12»

МБОУ «ООШ № 12»

От 09.03.2023 № 122

(протокол от 09.03.2023 № 5)
Положение
о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ «ООШ № 12»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
ВСОКО) в МБОУ «ООШ № 12» (далее – Положение):







устанавливает структуру ВСОКО и ее основные направления;
регулирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных
процедур;
закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям;
определяет состав мониторингов;
устанавливает взаимосвязь ВСОКО и ВШК;
учитывает федеральные требования к процедуре самообследования
образовательной организации.

1.2. В Положении учтена действующая в РФ система федерального государственного
контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества
образования, национальные исследования качества образования и международные
сопоставительные исследования качества образования.
1.3. Положение разработано в соответствии:








с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;












ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
от 17.12.2010 № 1897;
Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462;
приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №
28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №
2;
уставом МБОУ «ООШ № 12»;
локальными нормативными актами МБОУ «ООШ № 12».

1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:


















внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
– функциональное единство локальных регуляторов, процедур и методов
оценки, обеспечивающих получение своевременной, полной и объективной
информации о соответствии образовательной деятельности МБОУ «ООШ №
12» требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных
отношений;
внутришкольный контроль (ВШК) – административный ресурс управления
качеством образования, вспомогательный инструмент для организации
функционирования ВСОКО, аккумулирующий ее процедуры;
качество образования – комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их
соответствия ФГОС, в том числе степень достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
независимая оценка качества образования (НОКО)-регламентируемый на
федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования,
осуществляемой официально уполномоченным оператором;
основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, структура которых задана
требованиями ФГОС общего образования;
оценка – установление соответствия;
диагностика – контрольный замер, срез;
мониторинг – протяженное во времени системное наблюдение за
управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния
наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга;
мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и
имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ФПУ – федеральный перечень учебников;
ИКТ– информационно-коммуникационные технологии;

УУД– универсальные учебные действия;
ВПР – всероссийские проверочные работы;
PISA – международная программа по оценке образовательных достижений
учащихся, а также общероссийское исследование качества образования по
модели PISA;
 НИКО– национальное исследование качества образования.




2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПОНЕНТЫ ВСОКО
2.1. В МБОУ «ООШ № 12» ВСОКО включает:








локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программнометодические документы;
должностных лиц, субъектов оценки;
направления оценки;
критерии и показатели по каждому направлению;
оценочные процедуры, формы и методы оценки;
информационно-аналитические продукты;
компьютерные программы и сервисы.

2.2. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и
сроки проведения процедур ВСОКО устанавливаются ежегодно приказом
руководителя Учреждения.
2.3. В рамках ВСОКО в Учреждении оцениваются направления:




качество образовательных результатов обучающихся;
качество реализации образовательной деятельности;
качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность.

2.4. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение
всего учебного года в соответствии с планом функционирования ВСОКО, который
составляется ежегодно.
2.5. Результаты функционирования ВСОКО обобщаются и фиксируются в ежегодном
отчете о самообследовании МБОУ «ООШ № 12».
3. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. В качестве объекта оценки образовательных результатов реализации ООП МБОУ
«ООШ № 12» по уровням общего образования, разработанных на основе ФГОС,
выступают:
предметные результаты обучения;
метапредметные результаты обучения;
личностные результаты;
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного
уровня;
 удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.





3.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательных
программ включает:
текущий поурочный контроль;
текущий диагностический контроль;
промежуточную аттестацию;
анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских
проверочных работ;
 итоговую аттестацию по учебным предметам, не выносимым на ГИА;
 анализ результатов ГИА.





3.3. Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся регулируются
положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся.
3.4. Оценка образовательных результатов позволяет выявить учащихся, осваивающих
учебный материал на базовом, повышенном и высоком уровнях. Уровневый подход
обязателен при разработке оценочных средств по каждому тематическому разделу
каждой рабочей программы предмета, курса или дисциплины учебного плана.
3.5. Отметки по результатам оценки зависят прежде всего от уровня выполненного
задания. Задание базового уровня даже при условии его правильного выполнения
отмечается баллом «3» и не более. Задание повышенного уровня даже при условии его
правильного выполнения отмечается баллом «4» и не более. Баллом «5» отмечаются
правильно выполненные задания высокого уровня сложности.
3.6. Оценочные средства с уровневым подходом разрабатываются профессиональными
объединениями педагогов одновременно с составлением рабочей программы учебного
предмета, курса или дисциплины учебного плана и проходят внутреннюю экспертизу
на заседании методического объединения . Обновление оценочных средств
осуществляется по мере необходимости. Обновленные оценочные средства также
проходят внутреннюю экспертизу на заседании методического объединения МБОУ
«ООШ № 12».
3.7. Информация о достижении каждым учащимся планируемых результатов освоения
рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана
фиксируется в сводной ведомости успеваемости.
3.8. Анализ динамики образовательных результатов каждого учащегося, начиная с 4-го
класса, проводит классный руководитель и отражает это в характеристике,
направляемой родителям (законным представителям) обучающихся по окончании
учебного года.
3.9. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП, реализуемых в
Учреждении, проводится в соответствии с планом мониторинга метапредметных
результатов по критериям, указанным в программах формирования/развития УУД по
уровням общего образования.
3.10. Личностные образовательные результаты не подлежат прямой оценке, но в
обязательном порядке организуется мониторинг личностного развития учащихся.
Предметом мониторинга выступает уровень сформированности образовательных

результатов, зафиксированных в ООП, реализуемых в Учреждении. Формы
мониторинга и сроки его проведения устанавливаются руководителем Учреждения в
приказе.
3.11. Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) учащихся
качеством образовательных результатов проводится в соответствии с планом
функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования.
4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Оценке подлежат ООП, реализуемые в Учреждении. Оценка ООП
соответствующего уровня общего образования проводится на этапе разработки ООП
на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования и ежегодно в августе
– на предмет актуальности ООП. Критерии оценки:
соответствие структуры ООП уровней общего образования требованиям
ФГОС;
 соответствие рабочих программ содержательного раздела локальным
нормативным требованиям к оценочным модулям рабочих программ;
 соответствие формируемой части учебного плана запросам участников
образовательных отношений.


4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на
этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных
программ по параметрам:
соответствие тематики программы запросу потребителей;
наличие документов, подтверждающих этот запрос;
соответствие содержания программы заявленному направлению
дополнительного образования;
 соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям
(при их наличии);
 наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых
результатов освоения программы обучающимися.




4.3. Оценка ООП в процессе их реализации проводится одновременно с оценкой
реализации дополнительных общеобразовательных программ, мониторингом качества
преподавания и оценкой удовлетворенности учащихся и их родителей (законных
представителей) реализацией образовательной деятельности.
4.4. Оценка удовлетворенности учащихся и их родителей (законных представителей)
реализацией образовательной деятельности проводится в соответствии с планом
функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования.
Критерии оценки:




степень удовлетворенности качеством преподавания предметов;
степень удовлетворенности внеурочной деятельностью;
степень удовлетворенности услугами дополнительного образования.

5. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5.1. Структура оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность в
Учреждении разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым,
психолого-педагогическим, материально-техническим и информационнометодическим условиям.
5.2. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МБОУ « ООШ
№ 12» проводится в течение учебного года согласно плану функционирования
ВСОКО. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность,
предусматривает проведение контроля состояния условий на основе критериев,
указанных в приложении 1.
5.3. Помимо обязательной оценки качества условий, проводится оценка условий
реализации текущих проектов региона, в которых участвует Учреждение.
5.4. Оценка удовлетворенности учащихся и их родителей (законных представителей)
условиями, обеспечивающими образовательную деятельность, проводится в
соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и
анкетирования по вопросам качества работы педагогического коллектива
и взаимодействия семьи и Учреждения.
6. МОНИТОРИНГ В РАМКАХ ВСОКО
6.1. Цель мониторинга – путем сбора, обобщения и анализа информации определить
состояние объекта наблюдения, определить его направления развития в соответствии с
требованиями ФГОС уровней общего образования и принять объективные
управленческие решения по результатам наблюдения, направленные на повышение
качества объекта.
6.2. Формы, направления, процедуры проведения и технологии мониторинга
определяются приказом руководителя Учреждения.
6.3. В рамках ВСОКО в Учреждении проводятся мониторинги:







предметных результатов учащихся;
метапредметных результатов учащихся;
личностных результатов учащихся;
адаптации обучающихся 1-х, 5-х, классов;
здоровья учащихся;
качества преподавания учебных предметов.

6.4. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках
программы развития Учреждения могут разрабатываться и проводиться иные
мониторинги. Перечень текущих и новых мониторингов фиксируется приказом
руководителя Учреждения.
6.5. Мероприятия, проводимые в рамках мониторингов, и сроки их проведения
определяются в планах мониторингов, которые составляются на учебный год.
Периодичность подведения промежуточных и итоговых результатов, а также формы

отчетности по каждому мониторингу определяются в плане функционирования
ВСОКО.
7. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСОКО И ВШК
7.1. ВШК подчинен ВСОКО и осуществляется в пределах направлений ВСОКО. ВШК
конкретизирует и поэтапно отслеживает реализацию содержания ВСОКО.
7.2. ВШК проводится в течение всего учебного года в соответствии с планом ВШК,
который составляется ежегодно.
7.3. ВШК проводится в отношении эффективности педагогической системы школы и
организации образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ.
7.4. Результаты ВШК фиксируются в справках, которые могут использоваться при
подведении итогов ВСОКО, в отчете о самообследовании, публичном докладе
Учреждения.
7.5. Должностные лица одновременно могут выступать субъектами ВСОКО и
субъектами ВШК.
8. ДОКУМЕНТЫ ВСОКО
8.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных
мероприятий, аналитические записки в случае внепланового контроля по одному из
направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов.
8.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается
приказом руководителя Учреждения
9. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
9.1. Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством
образования предусматривает:



внутриорганизационные опросы и анкетирование;
учет показателей НОКО.

9.2. Внутриорганизационные опросы и анкетирование проводятся:
на этапе разработки ООП – с целью определения части ООП, формируемой
участниками образовательных отношений;
 ежегодно в конце учебного года – с целью выявления динамики спроса на те
или иные программы;
 по графику процедур оператора НОКО.


9.3. Администрация школы обеспечивает участие не менее 50 процентов родителей
(законных представителей) в опросах НОКО.

Приложение 1
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
от 09.03.2023
Критерии оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность.
(заполняется ежегодно.)

Группа
условий

Контроль состояния условий
Критерии
оценки

Единица
измерения

Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование, в
Чел./%
общей
численности
педагогических
работников

Кадровые
условия

Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование
Чел./%
педагогической
направленности
(профиля), в
общей
численности
педагогических
работников
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников,
Чел./%
которым по
результатам
аттестации
присвоена
квалификационна

Показат Планируе
Факт
ель на
мый
выполне
старте показател
ния
ь

я категория, в
общей
численности
педагогических
работников, в том
числе:
– первая;
– высшая
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников в
общей
численности
педагогических
Чел./%
работников,
педагогический
стаж работы
которых
составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических и
административно
-хозяйственных
работников,
прошедших за
последние три
года повышение
квалификации по
профилю
профессионально
й деятельности и
Чел./%
(или) иной
осуществляемой
в
образовательной
организации
деятельности, в
общей
численности
педагогических и
административно
-хозяйственных
работников

Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических и
административно
-хозяйственных
работников,
имеющих
профессиональну
ю переподготовку
по
профилю/направл
ению
профессионально Чел./%
й деятельности
или иной
осуществляемой
в
образовательной
организации
деятельности, в
общей
численности
педагогических и
административно
-хозяйственных
работников
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников,
своевременно
прошедших
повышение
квалификации по
осуществлению
образовательной
деятельности в
Чел./%
условиях ФГОС
общего
образования, в
общей
численности
педагогических и
административно
-хозяйственных
работников
Численность/удел Чел./%

ьный вес
численности
педагогических
работников,
охваченных
непрерывным
профессиональны
м образованием:
– тренинги,
обучающие
семинары,
стажировки;
– вне программ
повышения
квалификации
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников,
реализовавших
методические
проекты под
Чел./%
руководством
ученых или
научнопедагогических
работников
партнерских
организаций
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников,
Чел./%
являющихся
победителями
или призерами
конкурса
«Учитель года»
Численность/уд
ельный вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями
или призерами

Чел./%

региональных
конкурсов
профессионально
го мастерства
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
работников,
имеющих
Чел./%
публикации в
профессиональны
х изданиях на
региональном
или федеральном
уровнях
Численность/удел
ьный вес
численности
педагогических
Чел./%
работников,
ведущих личную
страничку на
сайте школы
Количество
педагоговпсихологов в
штатном
расписании

Чел.

Количество
педагоговпсихологов по
Чел.
совместительству
Количество
Психологосоциальных
педагогические у
педагогов
словия
Доля
педагогических
работников с
вмененным
функционалом
тьютора в общем
количестве
педагогических
работников
Доля

Чел.

Чел./%

Ед./%

мероприятий,
курируемых
педагогомпсихологом, в
программе
воспитания
Доля
мероприятий,
курируемых
педагогомпсихологом, в
программе
формирования и
развития УУД

Ед./%

Доля курсов
внеурочной
деятельности,
разработанных
при участии
(соавторстве)
педагогаЕд./%
психолога, в
общем объеме
курсов
внеурочной
деятельности в
плане внеурочной
деятельности
Количество
дополнительных
образовательных
программ на базе
школы,
разработанных
Ед.
при участии
(соавторстве)
педагогапсихолога
Наличие
оборудованного
помещения,
приспособленног
Имеется/не
о для
имеется
индивидуальных
консультаций с
обучающимися,
родителями

Наличие
оборудованных
образовательных
пространств для
психологической
разгрузки;
рекреационных
зон

Имеется/не
имеется

Количество
компьютеров в
Ед.
расчете на одного
учащегося
Оснащенность
учебных
кабинетов
(в соответствии с
Ед./%
ФГОС/федеральн
ыми или
региональными
требованиями)

Материальнотехнические
условия

Наличие
читального зала
библиотеки, в том
числе:
– с обеспечением
возможности
работы на
стационарных
компьютерах или
использования
переносных
компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного
средствами
Да/нет
сканирования и
распознавания
текстов;
– с выходом в
интернет с
компьютеров,
расположенных в
помещении
библиотеки;
– с возможностью
размножения
печатных
бумажных
материалов

Численность/удел
ьный вес
численности
учащихся,
которым
обеспечена
возможность
Чел./%
пользоваться
широкополосным
интернетом (не
менее 2 Мб/с), в
общей
численности
учащихся
Общая площадь
помещений, в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность, в
расчете на одного
учащегося

Кв. м

Количество
экземпляров
учебной и
учебнометодической
литературы в

Учебнометодическое и
информационное
обеспечение

общем
Ед./%
количестве
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в
расчете на одного
учащегося
Количество
экземпляров
справочной
литературы в
общем
количестве
Ед.
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в
расчете на одного
учащегося

Количество
экземпляров
научнопопулярной
литературы в
общем
количестве
Ед.
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в
расчете на одного
учащегося
Соответствие
Соответству
используемых
ет/не
учебников и
учебных пособий
федеральному
соответствует
перечню
Наличие
общедоступного
аннотированного
перечня
Да/нет
информационных
образовательных
ресурсов
интернета
Количество
единиц
электронных
образовательных
ресурсов,
используемых
при реализации
рабочих
программ по
предметам
учебного плана

Ед.

Количество
единиц цифровых
программных
продуктов,
Ед.
используемых
при реализации
плана внеурочной
деятельности
Количество
Ед.
единиц цифровых

программных
продуктов,
используемых
для обеспечения
проектной
деятельности
обучающихся
Соответствие
содержания сайта
требованиям
статьи 29
Соответствуе
Федерального
т/не
закона № 273-ФЗ соответствует
«Об образовании
в Российской
Федерации»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».