Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № 1 от 28.08.2023 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 28.08.2023 № 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 5 класса на 2023-2024 учебный год Составитель Кузнецова Е.В., учитель биологии и химии Мариинск 2023 I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ» Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты изучения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» при получении основного общего образования должны отражать: готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» при получении основного общего образования должны отражать: освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основное содержание по темам Виды деятельности История проектирования. Слушают, Проекты в современном мире записи Формы организации делают Лекция Проект как тип деятельности Выявление интересов склонностей учащихся Рассуждают, доказывают и Заполняют беседуют Семинар анкету, Анкетирование Беседа Мозговой штурм с Лекция Схемы проектирования. Знакомятся Проектные технологии. технологиями Консультация по организации Слушают, проектной деятельности записи делают Индивидуальная беседа Межпредметные консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов для учащихся, испытывающих затруднения Определение тематики проектов. Формирование проектных групп. Рекомендации по подбору литературы. Индивидуальные консультации Предлагают идеи свои Ярмарка идей Работа в коллективе Беседа, мозговой штурм Индивидуальные консультации Работа в коллективе Беседа, мозговой штурм Индивидуальные консультации Работа в коллективе Беседа, мозговой штурм Работа в группах, Семинар обсуждение, работа с литературой Сбор, систематизация и анализ Работа с Консультации материала в соответствии с дополнительной планом работы. литературой, составление плана Сбор, систематизация и анализ Работа с Консультации материала в соответствии с дополнительной планом работы. литературой, составление плана Формирование ресурсов для Работа в коллективе Семинар успешного осуществления проекта Методы исследования ученического Слушают, изучают Лекция презентацию Осуществление Проводят экспериментальноисследования, исследовательской деятельности анкетирования, учащихся работают дополнительной литературой Осуществление Проводят экспериментальноисследования, исследовательской деятельности анкетирования, учащихся работают дополнительной литературой Осуществление Проводят экспериментальноисследования, исследовательской деятельности анкетирования, учащихся работают дополнительной литературой Способы и приемы анализа и Обобщают, анализируют обобщения результатов Круглый стол по промежуточным Слушают, итогам выполнения проектной обсуждают, работы выводы Нормы и правила оформления Слушают, документов, материалов и обсуждают, выводов выводы Формы и виды презентаций Консультация проекта Способы аудиторию Слушают, обсуждают, выводы руководителя Слушают, обсуждают, выводы воздействия на Слушают, обсуждают, выводы Консультации с Консультации с Консультации с Лекция Круглый стол делают Лекция делают Лекция делают Консультация делают Лекция делают Индивидуальные консультации Слушают, по презентации проектов обсуждают, выводы Выступают, Слушают, обсуждают, выводы Доработка проектов с учетом Слушают, замечаний и предложений обсуждают, выводы Консультация делают Предзащита проектов. Основные правила делового Слушают, общения и ведения дискуссий обсуждают, выводы Защита проекта Защита проекта Защита проекта Подведение итогов проектных работ. Слушают, обсуждают, выводы Слушают, обсуждают, выводы Слушают, обсуждают, выводы конкурса Слушают, обсуждают, выводы Перспективы продолжения Слушают, работы над проектом обсуждают, выводы Возможные пути перехода к Слушают, работе над следующим проектом обсуждают, выводы Заключительное занятие II. Слушают, обсуждают, выводы Публичное выступление делают Семинар делают Лекция делают Проектная неделя делают Проектная неделя делают Проектная неделя делают Круглый стол делают Семинар делают Беседа делают Анкетирование делают ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №п/п Тема 1 История проектирования. Проекты в современном мире Проект как тип деятельности Выявление интересов и склонностей учащихся Схемы проектирования. Проектные технологии. Консультация по организации проектной деятельности Межпредметные консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов для учащихся, испытывающих затруднения Определение тематики проектов. Формирование проектных групп. Рекомендации по подбору литературы. Индивидуальные консультации Индивидуальные консультации Индивидуальные консультации Сбор, систематизация и анализ материала в соответствии с планом работы. Сбор, систематизация и анализ материала в соответствии с планом работы. Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта Методы ученического исследования Осуществление экспериментально-исследовательской деятельности учащихся Осуществление экспериментально-исследовательской деятельности учащихся Осуществление экспериментально-исследовательской деятельности учащихся Способы и приемы анализа и обобщения результатов 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Круглый стол по промежуточным итогам выполнения проектной работы Нормы и правила оформления документов, материалов и выводов Формы и виды презентаций Консультация руководителя проекта Способы воздействия на аудиторию Индивидуальные консультации по презентации проектов Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Предзащита проектов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений Основные правила делового общения и ведения дискуссий Защита проекта Защита проекта Защита проекта Подведение итогов конкурса проектных работ. Перспективы продолжения работы над проектом Возможные пути перехода к работе над следующим проектом Заключительное занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1