Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол от 26.08.2024 № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 01.09.2024 № 31 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 1-4 класс . Мариинск 2024 I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 КЛАСС № п/п Содержание курса внеурочной деятельности 1 Числа. Арифметические действия. Величины.(12 ч) Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление Виды деятельности Определение интересов, склонностей учащихся. Формы организации внеурочной деятельности - «Веселый счёт» – играсоревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», 2 примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» - игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; - игры с набором «Карточкисчиталочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ; - математические пирамиды - игры «Крестикинолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Мир занимательных задач. (10 ч.) Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность Работа в Инсценирование группах. загадок. Решение Игра «Весёлый занимательных счёт» (в пределах задач; 30). 3 «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. составление Игра «Число математических дополняй, а сам не ребусов; зевай!». составление загадок, требующих математического решения Геометрическая мозаика. (11 ч.) Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск Работа с информацией презентации: «ЗнакомьтесьГеометрические фигуры!» Изготовление фигур по шаблонам моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; - танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. конструкторы лего. Набор «Геометрические тела». конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору обучающихся.) «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». 2 КЛАСС №п/п Содержание курса внеурочной деятельности 1 2 3 Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.) Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт». Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 50, 100). Загадки. Тема 2. Весёлая нумерация. (5 ч.) Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Тема 3. Отгадай – ка. (5 ч.) Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе Виды деятельности Определение интересов, склонностей учащихся. Формы организации внеурочной деятельности Объяснение игры «Весёлый счёт». Работа в Инсценирование группах: загадок. решение Игра «Весёлый занимательных счёт» (в пределах задач. 30). Решение занимательных задач; Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». 4 5 6 7 8 геометрической фигуры. Загадки. Задача – смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки Тема 4. Викторина. (2 ч.) Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых». Тема 5. Геометрические фигуры. (3 ч.) Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). Практическая работа:разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Тема 6. Математическая газета. (1 ч.) Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения). Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Тема 7. Математический КВН. (1 ч.) Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю». Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка. Тема 8. Весёлые задачки. (4 ч.) Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». Практическая работа:занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. составление математических ребусов; составление загадок, требующих математического решения Решение заданий повышенной трудности Работа с информацией презентации: «ЗнакомьтесьГеометрические фигуры!» Изготовление фигур по шаблонам. Оформление математической газеты; проекта. Работа группах. Викторина. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память). в Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения). Составление загадок, требующих математического решения; решение занимательных задач. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память). 9 10 11 12 13 14 Загадки, подготовленные детьми. Задача смекалка. Тема 9. Таблица умножения на пальцах. (4 ч.) Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Телефон». Практическая работа: разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Тема 10. Математическая газета. (1 ч.) Коллективный выпуск математической газеты. Проведение игр, ранее усвоенных детьми. Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Тема 11. Задачи, связанные с величинами. (3 ч.) Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». Практическая работа: Разучивание игры «Волшебный циферблат». Проведение математических игр, изученных ранее. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Тема 12. Математический КВН. (1 ч.) Практическая работа: математический КВН, подведение итогов КВНа. Тема 13. Отгадывание ребусов. (1 ч.) Занимательные задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю». Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Тема 14. Числа великаны. (1 ч.) Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд». Практическая Объяснение игры работа, работа в «Телефон». группе, паре. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Проектная деятельность Работа алгоритмом Логическая игра, «Таблицу знаю» (развивает логику, внимание, мышление, память, с целью закрепления случаев табличного умножения). с Игра «Волшебный циферблат». Конкурсная программа КВН Составление математических ребусов; составление загадок, требующих математического решения Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт» (в пределах 50). Коллективный Игра «Знай свой счёт. Задачи – разряд». смекалки. Задача – шутка. 15 Практическая работа: экскурсия в парк, Загадки. занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Коллективная Тема 15. Подведение итогов. работа по составлению отчёта о проделанной работе 3 КЛАСС № п/п 1 Содержание курса внеурочной деятельности Математические игры: «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; игры: «Крестики-нолики», «Крестикинолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия 1 «Математика и конструирование» . Мир занимательных задач Формы Виды организации деятельности внеурочной деятельности ПознавательноСоставление игровой математических математически ребусов; й утренник «В составление гостях у загадок, Царицы требующих Математики».математического Проектные решения; работы. Решение -Игровой занимательных математически задач; составление й практикум математических «Удивительные ребусов; приключения составление Слагайки и загадок, Вычитайки». требующих математического Познавательнорешения развлекательна я программа «Необыкновен ные приключения в стране ВнималкиСосчиталки». -Блиц - турнир по решению задач. Всероссийский 2 Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Работа в группах. конкурс по Решение математике занимательных «Кенгуру» задач; составление математических ребусов; составление загадок, требующих математического решения Турнир по геометрии. Познавательна я конкурсноигровая Работа с программа информацией «Весёлый презентации: интеллектуал». «ЗнакомьтесьГеометрические Всероссийский фигуры!» конкурс по Изготовление математике фигур по шаблонам «Кенгуру Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся 4 КЛАСС № п/п Содержание курса внеурочной деятельности 1 Любителям смекалистых 2 Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей. Игры с числами. Решение задач на игра нахождение части числа, числа по его части. Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. 3 4 5 6 7 8 9 10 математики. Виды деятельности Турнир Турнир Закономерности в числах и фигурах. проект Многозначные числа. Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы» Магические квадраты. Нахождение площади фигур. Волшебный квадрат. Нахождение объёма Математическая фигур газета Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. Решение задач на развитие смекалки и Формы организации внеурочной деятельности решение занимательных задач. Оформление математических газет Знакомство с сообразительности. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 научной литературой Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Проектная деятельность ”Газета эрудитов” Задачи – тесты. Блиц - турнир. Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. Выделение признаков. Сходство и различие Смотр знаний в письменном умножении на однозначное и двузначное число Математические головоломки. Блиц – турнир. Задачи – тесты Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. Из истории чисел. Применение различных Тесты цифр и чисел в современной жизни. Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа Проектная деятельность ”Волшебный круг” Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Творческие работы Проектная работа Участие в математических олимпиадах Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. Графы на плоскости Подведение итогов обучения. Смотр знаний. Зачет III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Тема занятия п/п Кол-во часов 1. Математика – это интересно. 1 2. Танаграм: древняя китайская головоломка. 1 3. Путешествие точки. 1 4. Игры с кубиками. 1 5. Танаграм: древняя китайская головоломка. 1 6. Волшебная линейка. 1 7. Праздник числа 10. 1 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма. 1 9. Игра – соревнование « Веселый счет». 1 10. Игры с кубиками. 1 11. ЛЕГО – конструкторы. Знакомство со схемами и алгоритмами. 1 12. ЛЕГО – конструкторы. Выполнение постройки по собственному замыслу. 1 13. Веселая геометрия. 1 14. Математические игры. 1 15. « Спичечный» конструктор. заданному образцу. 16. « Спичечный» конструктор. соответствии с условиями. 17. Задачи – смекалки. 1 18. Прятки с фигурами. 1 19. Математические игры. 1 20. Числовые головоломки. 1 21. Математическая карусель. Головоломки. Занимательные задачи. 1 22. Уголки. 1 23. Игра в магазин. Монеты. 1 24. Конструирование фигур из деталей танграмма. 1 25. Игры с кубиками. 1 26. Математическое путешествие. 1 27. Математические игры. 1 28. Математические игры. 1 29. Задачи – смекалки. 1 30 Танаграм: древняя китайская головоломка. 1 31 Числовые головоломки. 1 32 Секреты задач. Числовые головоломки. 1 33 Математическая карусель. 1 Построение конструкции Перекладывание по 1 в 1 спичек 2 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема занятия Вводное занятие. Весёлая нумерация. Упражнения на проверку знания нумерации Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). Отгадай – ка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». Викторина. Викторина Турнир «смекалистых». Геометрические фигуры. Составление геометрических фигур из частей. Задачи в стихах. Загадки. Составление геометрических фигур из частей. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). Проект «Придумай фигуру» Математическая газета Математическая газета. Математический КВН. Математический КВН. Весёлые задачки. Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Занимательные квадраты. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Таблица умножения на пальцах. Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу» Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет» Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Математическая газета Математическая газета Задачи, связанные с величинами Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». Задачи повышенной трудности Математический КВН. Математический КВН Отгадывание ребусов. Кол-во часов 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 Отгадываниеребусов. Задачи – смекалки. Составление ребусов. Задача – шутка. Загадки. 14 Числа великаны. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. 15 Подведение итогов Подведение итогов. Награждение. 3 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31-32 33-34 Тема занятия Что дала математика людям? Зачем её изучать? Иrpa«Крестики-нолики». Математические игры. Числа от 1 до 100. Решение занимательных задач. Пифагор и его школа. Бесконечный ряд загадок. «Спичечный» конструктор. Геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. Проектная деятельность «Математика вокруг нас». Экскурсия в компьютерный класс. Геометрия вокруг нас. Денежные знаки. Деление. Делится или не делится. Тайны окружности. Математическое путешествие. Старинные меры длины. «Новогодний серпантин». Математические фокусы. Математические игры «Смекай, решай, отгадывай!» «Часы нас будят по утрам...». Геометрический калейдоскоп Танграмм. Головоломки«Математика – царица наук». Секреты задач. Учимся решать ребусы. Интеллектуальная разминка. Открытие нуля. Действия с нулём. Дважды два — четыре (Умножение). В Стране задач. В царстве смекалки. Интеллектуальная разминка. Решение задач повышенной трудности. Составь квадрат. В Стране геометрии. . Мир занимательных задач. Задачи с многовариантными решениями. Математические загадки, ребусы, кроссворды. КВН «Умники и умницы». 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 4 КЛАСС № п/п 1 2-3 4-5 Тема занятия Кол-во часов Любителям математики. Турнир смекалистых Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей. Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы» Магические квадраты. Нахождение площади фигур. Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Проектная деятельность ”Газета эрудитов” Задачи – тесты. Блиц - турнир. Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число Математические головоломки. Блиц – турнир. Задачи – тесты Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа Проектная деятельность ”Волшебный круг” 1 2 2 1 32 Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. 33 34 Графы на плоскости Подведение итогов обучения. Смотр знаний. 1 1 6 7 8-10 11 12 13 14-15 16 17-18 19 20-22 23 24 25 26 27 28 29-30 31 1 1 3 1 1 1 2 1 2 1 3 1 1 1 1 1 1 2 1