РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ «ООШ № 12» (протокол от 07.12. 2021 № 4) УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО приказомприказом МБОУ «ООШ МБОУ№«ООШ 12» № 12» от от 07.12.2021 12.03.2021 № 93 № 86 ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Общие положения 1.1. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося с высокой культурой межличностного и межэтнического общения, владеющего государственным языком, которым на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является русский язык. 1.2. Устная речь – речь, звучащая и произносимая. 1.3. Письменная речь – речь, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. 1.4. Единый речевой режим – единые требования к устной и письменной речи обучающихся, педагогических и иных работников МБОУ «ООШ № 12» ( далее образовательная организация). 1.5. Образовательная организация обеспечивает развитие устной и письменной речи обучающихся при реализации образовательных программ на всех уровнях общего образования. 1.6. Образовательная организация создает условия для развития устной и письменной речи обучающихся при реализации программ внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, дополнительного образования. 1.7. Развитие устной и письменной речи направлено на развитие личности обучающихся, учитывает возрастные и индивидуальные особенности, индивидуальную траекторию обучения, способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности. 1.8. Для развития устной и письменной речи обучающихся используются доступные образовательной организации средства обучения, в том числе информационнокоммуникационные. 2. Единые требования к устной и письменной речи обучающихся 2.1. Устная и письменная речь обучающихся подчиняется нормам современного литературного языка: нормам произношения и ударения; нормам употребления слов в соответствии с их лексическим значением и особенностями использования в различных стилях речи; нормам образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики; нормам орфографии и пунктуации. 2.2. Устная и письменная речь обучающихся должна обладать следующими качествами: правильностью, точностью, чистотой, выразительностью, логичностью, уместностью, богатством. 3. Порядок реализации единых требований к устной и письменной речи обучающихся 3.1. В образовательной организации вводится единый речевой режим, действующий для всех обучающихся, педагогических и иных работников. 3.2. Развитие устной и письменной речи обучающихся достигается при реализации общеобразовательных программ общего образования в процессе преподавания всех учебных предметов. 3.3. С целью развития устной и письменной речи обучающихся используются разнообразные формы и виды работы с текстами разных типов и видов. 3.4. Развитие устной и письменной речи обучающихся происходит в разнообразных учебных и внеучебных формах. 3.5. Педагогические работники уделяют внимание развитию устной и письменной речи обучающихся в рамках преподавания своего учебного предмета, корректируют речь обучающихся. 3.6. Педагогические работники ведут работу по обогащению активного словарного запаса обучающихся, включению в него терминологии изучаемого предмета. 3.7. Педагог-библиотекарь ведет работу по приобщению обучающихся к чтению книг и популяризации нормативной устной и письменной речи среди обучающихся средствами библиотечных ресурсов образовательных организаций, в том числе электронных. 3.8. Образовательной организации предоставляется возможность инициировать мероприятия разного уровня, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, привлечение к изучению русского языка и литературы, приобщение к чтению. 4. Учебно-методическое обеспечение реализации единых требований к устной и письменной речи обучающихся 4.1. Для развития устной и письменной речи обучающихся педагогические работники используют учебники и учебно-методические комплекты, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 4.2. Педагогические работники могут использовать учебные пособия, рабочие тетради, наглядные пособия, хрестоматии, самоучители, практикумы, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования. 4.3. Для развития устной и письменной речи обучающихся могут использоваться лингвистические словари, справочники, энциклопедии и информационнообразовательные ресурсы, в том числе размещенные в сети Интернет. 4.4. Учебные и информационные материалы, используемые для организации образовательной деятельности по развитию устной и письменной речи обучающихся, должны соответствовать требованиям федерального законодательства. 5. Заключительные положения 5.1. Срок действия настоящего Положения: до разработки нового