Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол от 29.08.2022 №1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 01.09.2022 № 31 Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана в соответствии с рабочей программой воспитания для учащихся 2-4 классов Составитель: Шергина Светлана Алексеевна, учитель информатики, высшей квалификационной категории. Мариинск 2022 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» в 2-4 классах позволяет добиваться следующих результатов при получении основного общего образования: Личностные результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Информатика», должны отражать: Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»: интерес к предметно-исследовательской деятельности; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; принятие и освоение социальной роли обучающегося, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; понимание роли математических действий в жизни человека; освоение личностного смысла учения, желания учиться; актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации учащихся средствами предмета. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Метапредметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – освоение УУД: Регулятивные УУД самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; самостоятельно организовывать свое рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; кодировать информацию в знаково-символической или графической форме; на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); моделировать — преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, использовать рисуночные и символические варианты математической записи Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания; контролировать свои действия в коллективной работе; допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы. Предметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; умение представлять, анализировать и интерпретировать данные; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач; умение вводить текст с помощью клавиатуры. выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели); представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами; кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам; соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером; при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна); определять назначение пиктограмм в программах; набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.). создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 класс Содержание учебного предмета информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного предмета информатики представлено следующими укрупненными модулями: 1. Виды информации. Человек и компьютер Человек в мире информации; органы чувств; восприятие информации через органы чувств; звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, осязательная информация; природные и искусственные источники информации; человек и животные как приемники различных видов информации; устройства передачи информации; компьютер как помощник при работе с информацией. 2. Кодирование информации. Носители информации; электронные носители информации; звуковое кодирование; рисуночное письмо; буквенное кодирование и иероглифы; греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма; английский алфавит и славянская азбука – происхождение и использование; письменные источники информации; естественные и формальные языки программирования; компьютерный алфавит; текстовая информация на примерах древних и современных текстов. 3. Информация и данные. Способы счета; числовая информация как форма представления и кодирования информации; число как способ представления информации о времени (дата, календарь, текущая дата); кодирование информации текста с помощью чисел; число несет информацию о расстоянии, размере; двоичное кодирование, звуковое и текстовое; помощники человека при счете (абак, счеты, арифмометр, калькулятор компьютер); память компьютера; электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах. Текстовые, графические данные. Числовая информация. Десятичное, двоичное кодирование. 4. Документ и способы его создания. Способность человека воспринимать информацию из текста; слово как цепочка букв, имеющая смысл; передаче текстовой информации, электронная почта; текст как цепочка компьютерных символов; текст в памяти компьютера, компьютерный электронный текст; создание обычного и электронного документа и файла. Создание графических документов. Осуществление поиска документов Основные понятия: информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации; каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент; кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы; письменные источники информации, носители информации; форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация; текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа. 3 класс Содержание учебного предмета информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного предмета информатики представлено следующими укрупненными модулями: 1. Информация, человек и компьютер. Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Контрольная работа (тестирование) по теме «Информация, человек и компьютер» 2. Действия с информацией Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации. Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией» 3. Мир объектов Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте. Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов» 4. Компьютер, системы и сети Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Контрольная работа (тестирование) по теме «Компьютер, системы и сети». Компьютерный практикум Цель компьютерного практикума – научить учащихся: представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел; выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему; работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы; производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации; использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации; создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ; находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение; управлять экранными объектами с помощью мыши; получить навыки набора текста на клавиатуре. Основные понятия: информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок; язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации; объект, имя объекта, признаки объекта; ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества; компьютер, программа, меню программы, пиктограммы. 4 класс Содержание учебного предмета информатики для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного предмета информатики представлено следующими укрупненными модулями: 1. Повторение. Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Контрольная работа (тестирование). 2. Понятие, суждение, умозаключение. Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение. 3. Мир моделей. Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель. 4. Управление. Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Урок-игра III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 2 класс № Тема Кол-во часов Виды, формы и содержание в воспитательном аспекте Формирование роли отечественных и зарубежных ученых в развитии информатики и техники. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Изучение правил техники безопасности в кабинете информатики. Формирование представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. Воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика. Формирование совокупности умений работать с информацией. Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. 1 Виды информации. Человек и компьютер 8ч 2 Кодирование информации. 9ч 3. Информация и данные. 8ч Кол-во часов Виды, формы и содержание в воспитательном аспекте Документ и способы его создания 9ч Приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности, усовершенствование навыков работы на компьютере. Рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса Итого 34ч № 4. Тема 3 класс Тема № Кол-во часов Виды, формы и содержание в воспитательном аспекте 1 Повторение: информация, человек и компьютер 6 Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, сознательному выбору профессии. Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации. Формирование информационно-правовой культуры, соблюдения авторского права, уважения к частной информации и информационному пространству. Умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. 2 Действия с информацией 10 Формирование совокупности умений работать с информацией. Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. 3. Мир объектов 9 Создание социально значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи; оказание положительного влияния на профессиональное самоопределение учащихся; формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера 4. Компьютер, системы и сети 9 Умение работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную Тема № Кол-во часов Виды, формы и содержание в воспитательном аспекте информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты. Умение аргументировано выбирать программное обеспечение и технические средства ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения. Итого 34ч 4 класс № Тема Кол-во часов Виды, формы и содержание в воспитательном аспекте 1 Повторение 7 1.Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности; 2.побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (учащимися); 3.налаживание позитивных межличностных отношений в классе. 2 Понятие, суждение, умозаключение 9 1. Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи; 2. воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами; 3. инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения; 4. организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. 3. Мир моделей 8 1. Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи; 2. оказание положительного влияния на профессиональное самоопределение учащихся; 3. формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера. 4. Управление 10 Итого 34ч 1. Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни; 2. умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество; 3. умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью; 4. умение оценить оригинальность чужих идей.