Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол от 26.08.2022 № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 1.09.2022 № 31 Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2 – 4 классов Составитель Денисова О.В., учитель физической культуры, высшая квалификационная категория Мариинск 2022 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты : 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Информация об изменениях: 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты : 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА , КУРСА 2 класс Раздел 1 Тема 1 Основы знаний о физической культуре (3 часа) История древних Олимпийских игр: миф о Геракле и возникновении первых спортивных соревнований, появление мяча и игр с мячом. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесии. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека. Тема 2 Способы физкультурной деятельности (3 часа) Занятия утренней зарядкой и музыкальной гимнастикой, закаливанием, по развитию быстроты и равновесия, совершенствованию точности броска малого мяча. Подвижные игры во время прогулок. Измерение длины и массы тела, формы осанки, уровня развития основных физических качеств. Тема 3 Физическое совершенствование Тема 3.1 Гимнастика с основами акробатики (10 часов) Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде “Кругом! Раз-два”; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по “диагонали” и “противоходом”; Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках, полупереворот назад в стойку на коленях; Подготовка к ГТО Прикладно-гимнастические упражнения: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине – вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами. Тема 3.2 Легкая атлетика (10 часов) Бег: низкий старт с последующим ускорением, челночный бег «3 х 10м», бег с изменением темпа. Броски: большого мяча снизу из положения стоя и сидя. Метание малого мяча на дальность способом “из-за головы” Прыжки: на месте и с поворотом на 90 и 100 градусов, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега. Подготовка к ГТО Тема 3.3 Лыжные гонки (12 часов) Передвижения на лыжах: «попеременный двухшажный» и «одновременный одношажный» и «двушажный» ход; Спуски: в низкой стойке. Подъемы: “лесенкой” и “елочкой”, Торможение: “плугом”. Подготовка к ГТО Тема 3.4 Подвижные игры (10 часов) На материале гимнастики с основами акробатики: “Конники-спортсмены”, “Отгадай чей голос?”, “Что изменилось ”, “Посадка картофеля”, “Прокати быстрее мяч”, эстафеты (типа: “Веревочка под ногами”, “Эстафеты с обручами”). На материале легкой атлетики: «Вызов номеров» “Шишки-желуди-орехи”, “Невод”, “Заяц без дома”, “Пустое место”, “Мяч соседу”, “Космонавты”, “Мышеловка” На материале лыжной подготовки: “Попади в ворота”, “Кто быстрее взойдет в гору”, “Кто дальше скатится с горки” На материале спортивных игр: Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Волейбол: специальные движения – подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища; передача сверху двумя руками вперед-вверх. Тема 3.5 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Раздел 2. Тема 4 (5 часов) игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски. Тема 5 (5 часов) Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары. Тема 6 (5 часов) Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, Тема 7. (5 часов) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Развитие сообразительности, ловкости , быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. 3 класс Раздел 1. Тема 1 Знания о физической культуре (3 часа) Физическая культура у древних нардов Руси, связь ее содержания с их трудовой деятельностью. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Спортивные игры футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений . Тема 2 Способы физкультурной деятельности (3 часа) Комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры футбол, баскетбол, волейбол. Графическая запись физических упражнений. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Элементарные соревнования в развитии физических качеств. Водные закаливающие процедуры (обливание под душем). Тема 3 Физическое совершенствование Тема 3.1 Гимнастика с основами акробатики (10 часов) Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; “мост” из положения, лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Прикладно-гимнастические упражнения: лазанье по канату (3 м) с введением техники в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Подготовка к ГТО Тема 3.2 Легкая атлетика (10 часов) Прыжки: в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Подготовка к ГТО Тема 3.3 Лыжные гонки (12 часов) Передвижения на лыжах: чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции. Подготовка к ГТО Повороты: “упором”. Тема 3.4 Подвижные игры (10 часов) На материале гимнастики с основами акробатики: “Парашютисты”, “Увертывайся от мяча”, “Гонки мячей по кругу”, “Догонялки на марше”; На материале легкой атлетики “Салки с ленточками”, “Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит”, “Мяч среднему”, “Круговая охота”, “Капитаны”; На материале лыжной подготовки: “Быстрый лыжник”, “За мной “ На материале спортивных игр: Футбол: удар ногой, с разбега, по неподвижному и котящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние до 7-8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень; ведение мяча между предметами и обводка предметов. Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («Змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места. Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача двумя руками с верху, нижняя прямая подача. Тема 3.5 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Раздел 2. Тема 4 (5 часов) игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски. Тема 5 (5 часов) Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары. Тема 6 (5 часов) Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка ”, “Раки ”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, Тема 7. (5 часов) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Развитие сообразительности, ловкости , быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. 4 класс Раздел 1. Тема 1 Знания о физкультурной деятельности (3 часа) История развития физической культура в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п. Тема 2 Способы самостоятельной деятельности (3 часа) Ведение дневника по физической культуре. Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Тема 3 Физическое совершенствование Тема 3.1 Гимнастика с основами акробатики (10 часов) Акробатические упражнения: акробатические комбинации типа: “мост” из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, с опорой на руки прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Прикладно-гимнастические упражнения: опорный прыжок через гимнастического “козла” – с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях; переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис согнувшись сзади, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом “вперед ноги”. Подготовка к ГТО Тема 3.2 Легкая атлетика (10 часов) Прыжки: в высоту с разбега способом «перешагивание» Низкий старт. Стартовое ускорение. Подготовка к ГТО Финиширование. Тема 3.3 Лыжные гонки (12 часов) Передвижения на лыжах: «одновременный двухшажный», «одновременный одношажный» ходы. Подготовка к ГТО Тема 3.4 Подвижные игры (10 часов) На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела); На материале легкой атлетики: “Пятнашки в парах (тройках)”, “Подвижная цель”, “Не давай мяча водящему”. На материале лыжной подготовки: “Куда укатиться за два шага”, “Круговая лапта”. На материале спортивных игр: Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по упрощенным правилам. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки ; прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам. Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «пионербол». Тема 3.4 Общеразвивающие упражнения Раздел 2. Тема 4 (5 часов) игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски. Тема 5 (5 часов) Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары. Тема 6 (5 часов) Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, Тема 7. (5 часов) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 2 класс №п/п Наименование разделов, тем Количество часов по программе Раздел Физическая культура и здоровый образ жизни 48 1 Тема 1 Знания о физической культуре 3 Тема 2 Способы физкультурной деятельности 3 Тема 3 Физическое совершенствование: Тема гимнастика с основами акробатики. Подготовка к ГТО 10 3.1 Тема легкая атлетика. Подготовка к ГТО 10 3.2 Тема лыжные гонки. Подготовка к ГТО 12 3.3 Тема подвижные игры 10 3.4 Тема Общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих 3.5 разделов программы) 2 Тема 4 Подвижные игры на основе баскетбола 5 Тема 5 Подвижные игры на основе мини-футбола 5 Тема 6 Подвижные игры и национальные виды спорта народов России 5 Тема 7 №п/п Раздел 1 Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Раздел 2 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 №п/п Раздел 1 Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Всего 3 класс Наименование разделов, тем Физическая культура и здоровый образ жизни 5 68 Количество часов по программе 48 Знания о физической культуре Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование: гимнастика с основами акробатики. Подготовка к ГТО 3 3 легкая атлетика. Подготовка к ГТО 10 лыжные гонки. Подготовка к ГТО 12 подвижные игры 10 Общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 20 Подвижные игры на основе баскетбола Подвижные игры на основе мини-футбола Подвижные игры и национальные виды спорта народов России Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Всего 4 класс Наименование разделов, тем Физическая культура и здоровый образ жизни 10 5 5 5 5 68 Количество часов по программе 48 Знания о физической культуре Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование: гимнастика с основами акробатики. Подготовка к ГТО 3 3 легкая атлетика. Подготовка к ГТО 10 лыжные гонки. Подготовка к ГТО 12 подвижные игры 10 Общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих 10 3.5 Раздел 2 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 разделов программы) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 20 Подвижные игры на основе баскетбола Подвижные игры на основе мини-футбола Подвижные игры и национальные виды спорта народов России Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Всего 5 5 5 5 68 2 класс Знание о физической культуре История древних Олимпийских игр: миф о Геракле и возникновении первых спортивных соревнований, появление мяча и игр с мячом. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесии. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека. Способы физкультурной деятельности Занятия утренней зарядкой и музыкальной гимнастикой, закаливанием, по развитию быстроты и равновесия, совершенствованию точности броска малого мяча. Подвижные игры во время прогулок. Измерение длины и массы тела, формы осанки, уровня развития основных физических качеств. Физическое совершенствование Легкая атлетика. (14 часов) Бег: низкий старт с последующим ускорением, челночный бег «3 х 10м», бег с изменением темпа. Броски: большого мяча снизу из положения стоя и сидя. Метание малого мяча на дальность способом “из-за головы” Прыжки: на месте и с поворотом на 90 и 100 градусов, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега. Подготовка к ГТО Гимнастика с основами акробатики (12часов) Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде “Кругом! Раз-два”; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по “диагонали” и “противоходом”; Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках, полупереворот назад в стойку на коленях; Подготовка к ГТО Прикладно-гимнастические упражнения: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине – вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами. Лыжные гонки (14 часов) Передвижения на лыжах: «попеременный двухшажный» и «одновременный одношажный» и «двушажный» ход; Спуски: в низкой стойке. Подъемы: “лесенкой” и “елочкой”, Торможение: “плугом”. Подготовка к ГТО Подвижные и спортивные игры (12 часов) На материале гимнастики с основами акробатики: “Конники-спортсмены”, “Отгадай чей голос?”, “Что изменилось”, “Посадка картофеля”, “Прокати быстрее мяч”, эстафеты (типа: “Веревочка под ногами”, “Эстафеты с обручами”). На материале легкой атлетики: «Вызов номеров» “Шишки-желуди-орехи”, “Невод”, “Заяц без дома”, “Пустое место”, “Мяч соседу”, “Космонавты”, “Мышеловка” На материале лыжной подготовки: “Попади в ворота”, “Кто быстрее взойдет в гору”, “Кто дальше скатится с горки” На материале спортивных игр: Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Волейбол: специальные движения – подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища; передача сверху двумя руками вперед-вверх. Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Тема 4 (6 часов) игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски. Тема 5 (6 часов) Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары. Тема 6 (6 часов) Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, Тема 7. (6 часов) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. 3 класс Знание о физической культуре Физическая культура у древних нардов Руси, связь ее содержания с их трудовой деятельностью. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Спортивные игры футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений . Способы физкультурной деятельности Комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры футбол, баскетбол, волейбол. Графическая запись физических упражнений. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Элементарные соревнования в развитии физических качеств. Водные закаливающие процедуры (обливание под душем). Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики (12часов) Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; “мост” из положения, лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Прикладно-гимнастические упражнения: лазанье по канату (3 м) с введением техники в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Подготовка к ГТО Легкая атлетика (14 часов) Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Подготовка к ГТО Лыжная подготовка (14 часов) Передвижения на лыжах: чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции. Подготовка к ГТО Повороты: “упором”. Подвижные игры (12 часов) На материале гимнастики с основами акробатики: “Парашютисты”, “Увертывайся от мяча”, “Гонки мячей по кругу”, “Догонялки на марше”; На материале легкой атлетики “Салки с ленточками”, “Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит”, “Мяч среднему”, “Круговая охота”, “Капитаны”; На материале лыжной подготовки: “Быстрый лыжник”, “За мной “ На материале спортивных игр: Футбол: удар ногой, с разбега, по неподвижному и котящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние до 7-8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень; ведение мяча между предметами и обводка предметов. Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («Змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места. Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача двумя руками с верху, нижняя прямая подача. Тема 3.5 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Раздел 2. Тема 4 (4 часа) игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски. Тема 5 (4 часа) Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары. Тема 6 (4 часа) Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, Тема 7. (4 часа) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. 4 класс Знание о физической культуре История развития физической культура в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п. Способы самостоятельной деятельности Ведение дневника по физической культуре. Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики(12часов) Акробатические упражнения: акробатические комбинации типа: “мост” из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, с опорой на руки прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Прикладно-гимнастические упражнения: опорный прыжок через гимнастического “козла” – с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях; переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис согнувшись сзади, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом “вперед ноги”. Подготовка к ГТО Легкая атлетика (14 часов) Прыжки: в высоту с разбега способом «перешагивание» Низкий старт. Стартовое ускорение. Подготовка к ГТО Финиширование. Лыжная подготовка (14 часов) Передвижения на лыжах: «одновременный двухшажный», «одновременный одношажный» ходы. Подготовка к ГТО Подвижные и спортивные игры (12 часов) На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела); На материале легкой атлетики: “Пятнашки в парах (тройках)”, “Подвижная цель”, “Не давай мяча водящему”. На материале лыжной подготовки: “Куда укатиться за два шага”, “Круговая лапта”. На материале спортивных игр: Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по упрощенным правилам. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам. Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «пионербол». Общеразвивающие упражнения Раздел 2. Тема 4 (4 часа) игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски. Тема 5 (4 часа) Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары. Тема 6 (4 часа) Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, Тема 7. (4 часа) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 2 КЛАСС № п/п Раздел 1 1 2 3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Раздел 2 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема Физическая культура и здоровый образ жизни Знание о физической культуре Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование гимнастика с основами акробатики. Подготовка к ГТО легкая атлетика. Подготовка к ГТО лыжные гонки. Подготовка к ГТО подвижные игры Общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Подвижные игры на основе баскетбола Подвижные игры на основе мини-футбола Подвижные игры и национальные виды спорта народов России Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Всего Кол-во часов 52 12 14 14 12 16 4 4 4 4 68 3 КЛАСС № п/п Раздел 1 1 2 3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Раздел 2 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема Физическая культура и здоровый образ жизни Знание о физической культуре Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование гимнастика с основами акробатики. Подготовка к ГТО легкая атлетика. Подготовка к ГТО лыжные гонки. Подготовка к ГТО подвижные игры Общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Подвижные игры на основе баскетбола Подвижные игры на основе мини-футбола Подвижные игры и национальные виды спорта народов России Кол-во часов 52 12 14 14 12 16 4 4 4 Тема 7 Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Всего 4 68 4 КЛАСС № п/п Раздел 1 1 2 3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Раздел 2 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема Физическая культура и здоровый образ жизни Знание о физической культуре Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование гимнастика с основами акробатики. Подготовка к ГТО легкая атлетика. Подготовка к ГТО лыжные гонки. Подготовка к ГТО подвижные игры Общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Подвижные игры на основе баскетбола Подвижные игры на основе мини-футбола Подвижные игры и национальные виды спорта народов России Подготовка и проведение соревновательных мероприятий Всего Кол-во часов 52 12 14 14 12 16 4 4 4 4 68