Рабочая_программа_по_учебному_предмету_Окружающий_мир__2-4 классы-

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 12"
РАССМОТРЕНА на заседании МО
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 29.08.2022 №1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ « ООШ№12»
протокол от 01.09.2022 № 31

Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
2 - 4 классы
2022-2023 учебный год

Составители:
Ирха М.В
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Лихачёва Е.И.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Федорова Д.С,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Шлык Т.Н.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Шатова В.И
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория

Мариинск 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
««ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты освоения рабочей программы учебного предмета « Окружающий
мир», входящих в предметную область « Обществознание и естествознание», при
получении начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения рабочей программы учебных предметов «
Окружающий мир», входящих в предметную область «Обществознание и
естествознание», при получении начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» предметной области
«Обществознание и естествознание» при получении начального общего образования

должны отражать:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 КЛАСС
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем . Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города
(села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас
природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками
людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия. Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для
всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о
зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства
земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды.
Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы ; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери ; их существенные признаки.
Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных
пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и
животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители
плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание
ветвей, вырубка лесов , вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная
ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных
своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии. Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры
воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства
воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями
дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные
сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля
– составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об
отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических
изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский,
грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи , театры, школы, вузы и т. д. (по выбору
учителя ). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного
города.
Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.
Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и
лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности
врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность
дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров
транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении
с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не
купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных
ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним
покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.
Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием
гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа. Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу. Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к
природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения

карты.
Экскурсии.

Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы.

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.

3 КЛАСС
Как устроен мир (6 ч).
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие,
память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и
вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния
воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.
Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии
воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы . Представление об образовании
почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение
почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники , хвойные,
цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль
растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения
из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы , земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние
человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека.
Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной
книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмыпроизводители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в
круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч).
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи
(порез, ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом , водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч).

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во
время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с
незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления.
Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11 ч).
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства,
капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность.
Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит
деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и
загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам (16 ч).
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные
достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества

4 класс.
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды , планеты и спутники
планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.

Звёздное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса
и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на
живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.
Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических
проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие.
Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и
реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона
степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы

каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания

в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей,
связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных
зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Черноморское побережье. Необходимость бережного отношения к природе в местах
отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе
хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических
объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте
карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их
значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности
человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение,
места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и
животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных
сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство
в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство , плодоводство, цветоводство). Сорта
культурных растений. Представление о биологической защите урожая,

ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых
продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого
скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы
домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в
природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их
распознавание в природных условиях с по-мощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных
ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных сообществ; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о
чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход,
паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники.
Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян,
их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение
Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород.

Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо
-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья —
собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны
в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург.
Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век
русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов.
Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале

XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император
России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны

в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа.
День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного
спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков,
улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края
(города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических
картах. Современная Россия (9ч + 2 ч резерв)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,
исторические места знаменитые люди памятники культуры в регионе.
3)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ п/п
1

Тема
Раздел «Где мы живём?»
Родная страна. ПДД. Дорога и
правила поведения на ней.
Город и село. Проект «Родной город
(село)»
Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где мы
живем».

Кол-во
часов
4
1
1
1
1

1. Организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками;
2. создание социально значимого
опыта сотрудничества и
взаимной помощи;

со
3. правила общения
старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками);
4. воспитание
экологического
и
гуманистического
мышления;
формирование
чувства гордости за
свою Родину, её историю,
российский народ,
становление гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций
многонационального
российского общества.
2

Раздел «Природа»
Неживая и живая природа.
Явления природы.
Что такое погода.
В гости к осени (экскурсия). ПДД.
Почему дети попадают в дорожные
аварии.
В гости к осени (урок).
Звёздное небо.
Заглянем в кладовые Земли.
Про воздух и про воду.
Какие бывают растения.
Какие бывают животные.
Невидимые нити. ПДД. История
появления автомобиля и правил
дорожного движения.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения.
Животные живого уголка.
Про кошек и собак. ПДД. Что такое
ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?
Красная книга.
Будь природе другом!
Проект «Красная книга, или Возьмем
под защиту».
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Природа».

20
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1. Организация работы с
получаемой
на
уроке
социально
значимой информацией;
2. инициирование
ситуаций,
обсуждения,
высказывания учащимися
своего мнения по поводу
выработки своего
к ней
отношения;
через
3. воспитание
демонстрацию
учащимся
примеров ответственного,
гражданского поведения;
использование
воспитательных возможностей
содержания
учебного
предмета,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемны
х ситуаций для обсуждения в
классе;
4. создание социально значимого
опыта сотрудничества и
взаимной помощи;
5. воспитание
экологического
и
гуманистического мышления;

терпимого
6. воспитание
отношения к взглядам и
точкам зрения других людей,
их жизненной позиции и
образу жизни;
формирование чувства гордости
за свою Родину, её историю,
российский народ,
становление гуманистических
и
демократических
ценностных ориентаций
многонационального
российского общества;
3

4

Раздел «Жизнь города и села»
Что такое экономика.
Из чего что сделано.
Как построить дом.
Какой бывает транспорт.
Культура и образование.
Все профессии важны. Проект
«Профессии».
В гости к зиме (экскурсия). ПДД.
Новое о светофоре.
В гости к зиме (урок).
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Жизнь города
и села».
Презентация проектов «Родной город
(село)», «Красная книга, или Возьмем
под защиту», «Профессии».

10
1
1
1
1
1
1

Раздел «Здоровье и безопасность»
Строение тела человека.
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода. ПДД. Правила
безопасности перехода улиц и дорог.
Домашние опасности.
Пожар.
На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Здоровье и
безопасность».

9
1
1
2
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1. Воспитание
демонстрацию

через

учащимс
я примеров ответственного,
гражданского поведения;
2. организация работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией ;
–
3. создание социально
значимого
опыта
сотрудничества и взаимной
помощи;
воспитание у учащихся
ответственного отношения к
учебе, ответственности за
результаты своего учебного
труда, соблюдение правил и
техники безопасности;
1. Побуждение школьников
соблюдать
на
уроке общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими ( учителями) и
сверстниками
(школьниками);
2. налаживание позитивных
межличностных отношений в
классе;
3. инициирование
ситуаций,
обсуждения,
высказывания учащимися
своего мнения по поводу
выработки своего
ней
к
отношения;
воспитание
искреннего
интереса
к
учебной
деятельности,
получению новых знаний,
расширению

собственного
кругозора,
доброжелательного отношения
с одноклассниками и
педагогами.
5

6

Раздел «Общение»
Наша дружная семья.
Проект «Родословная».
В школе. ПДД. Новое об улицах,
дорогах и дорожных знаках.
Правила вежливости.
Ты и твои друзья.
Мы – зрители и пассажиры.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Общение».

7
1
1
1

Раздел «Путешествия»
Посмотри вокруг. ПДД. Правила
перехода перекрестка.
Ориентирование на местности.
Формы земной поверхности.
Водные богатства.

18
1

В гости к весне (экскурсия). ПДД. Мы

1
1
1
1

2
1
1
-

пассажиры.
В гости к весне (урок).
Россия на карте.
Проект «Города России».
Путешествие по Москве.
Московский Кремль.
Город на Неве.
Путешествие по планете.
Путешествие по материкам.
Страны мира. Проект «Страны мира».
Впереди лето. ПДД. Экскурсия «Я –
пешеход»
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу
«Путешествия».
Презентация проектов «Родословная»,
«Города России», «Страны мира».

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1. Налаживание
позитивных межличностных
отношений в классе;
2. воспитание
через
демонстрацию
учащимся
примеров
ответственного,
гражданского поведения;
шефства
3. организация
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками;
4. создание социально значимого
опыта сотрудничества и
взаимной помощи;
5.воспитание терпимого
отношения к взглядам и точкам
зрения других людей, их
жизненной позиции и образу
жизни.
1. Формирование чувства
гордости за свою Родину,
её историю, российский
народ,
становление
гуманистических и
демократических
ценностных ориентаций
многонационального
российского
общества;
2. ввоспитание у учащихся
ответственного отношения к
учебе, ответственности за
результаты своего учебного
труда, соблюдение правил и
техники безопасности;
3. формирование
и
совершенствование
у учащихся
нравственны
х
принципов,
посредством
собственного
личног
о примера;
4. воспитание

экологического
и гуманистического
мышления;
5. ввоспитание
искреннего интереса к
учебной
деятельности,
получению новых знаний,
расширению
собственного
кругозора,
доброжелательного
отношения с
одноклассниками и
педагогами;
6. ооказание содействия в
физическом
воспитании учащихся,
проявление
заботы
о
профилактике их
утомляемости во
время
учебного урока;
умение выявлять связь между
прочитанным и современной
реальностью
3 КЛАСС
№ урока

1

Тема урока

Кол-во
часов

Как устроен мир
Природа. Разнообразие природы.
Значение природы для людей
Человек. Ступеньки познания.
Проект «Богатства, отданные
людям».

6
1

Общество.
Мир глазами эколога.
Природа в опасности. Охрана
природы.

1
1
1

1
1

Воспитательный потенциал
урока в соответствии с модулем
«Школьный урок»
1. Побуждение школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками);
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного
предмета
проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
цикл
уроковконсультаций о великих
людях мира;
3. оказание положительного
влияния на профессиональное
самоопределение учащихся;
4. воспитание
экологического
и
гуманистического мышления.

2

3

Эта удивительная природа.
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ. ПДД
Дорожно-транспортная среда.
Воздух и его охрана.
Вода и жизнь. Свойства воды.
Превращения и круговорот воды в
природе.
Берегите воду!
Что такое почва.
Разнообразие растений. ПДД Виды
транспортных средств
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест? Цепи питания.
Невидимая сеть и невидимая
пирамида.
Размножение и развитие животных.
Охрана животных. ПДД Что
должен знать пешеход?
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.

18
1
1

Мы и наше здоровье.
Организм человека.
Органы чувств.
Надёжная защита организма.
Опора тела и движения. ПДД
Правила перехода улиц и дорог.

10
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Наше питание. Органы

1

пищеварения.
О дыхании, движении крови.

1

1. Организация
работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией;
воспитание
через
демонстрацию
учащимся
примеров
ответственного,
гражданского поведения;
2. использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
цикл
уроковконсультаций о великих людях
мира;
3. воспитание у учащихся
ответственного отношения к
учебе,
ответственности
за
результаты
своего учебного
труда, соблюдение правил и
техники безопасности;
4. воспитание
искреннего
интереса
к
учебной
деятельности,
получению
новых знаний, расширению
собственного
кругозора,
доброжелательного отношения
с
одноклассниками
и
педагогами;
5. формирование
чувства
гордости за свою Родину, её
историю, российский народ,
становление гуманистических
и демократических
ценностных
ориентаций
многонационального
российского общества.

1. Оказание
содействия в
физическом
воспитании
учащихся, проявление заботы
о профилактике их
утомляемости
во
время
учебного урока;
оказание положительного
влияния на профессиональное
самоопределение учащихся;

4

5

Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Проверочная работа «Организм
человека».
Проектная работа «Школа
кулинаров»

1
1
1

Наша безопасность.
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки. ПДД Опасность
на дороге.
Проектная работа «Кто нас
защищает»
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.

7
1
1
1

Чему учит экономика.
Для чего нужна экономика. ПДД
Опасность на дороге.
Природные богатства и труд людей
– основа экономики.

11
1

Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Проектная работа «Экономика
родного края».
Что такое деньги.
Государственный бюджет. ПДД

1
1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

1
1

2. создание социально значимого опыта
сотрудничества и взаимной
помощи;
искреннего
3. воспитание
интереса
к
учебной
деятельности,
получению
новых знаний, расширению
собственного
кругозора,
доброжелательного отношения
с
одноклассниками
и
педагогами;
воспитание через демонстрацию
учащимся примеров
ответственного, гражданского
поведения;
1. Побуждение школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками);
2. инициирование ситуаций,
обсуждения,
высказывания
учащимися своего мнения по
поводу выработки своего к ней
отношения;
3. создание
социально
значимого
опыта
сотрудничества и взаимной
помощи;
воспитание
у
учащихся
ответственного отношения к
учебе, ответственности за
результаты своего учебного
труда, соблюдение правил и
техники безопасности;
5. воспитание
терпимого
отношения к взглядам и точкам
зрения других людей, их
жизненной позиции и образу
жизни;
1. Организация
работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией;
2. инициирование ситуаций,
обсуждения,
высказывания
учащимися своего мнения по
поводу выработки своего к ней
отношения;
3. использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
проявления человеколюбия и

Опасность на дороге.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.

6

Путешествие по городам и
странам.
Золотое кольцо России. ПДД
Остановка общественного
транспорта
Проектная работа «Музей
путешествий».
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
Путешествие по Франции.
Путешествие по Великобритании.
На юге Европы. ПДД Загородная
дорога.
По знаменитым местам мира.
Достопримечательности нашего
города.
Подведение итогов. Презентация.
Проверочная работа. ПДД Итоговое
занятие

4 класс
№ п/п Раздел / Тема

1.

Земля и человечество
Мир глазами астронома. ПДД
«Безопасность движения на улицах и
дорогах»

1
1

16
4

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2

Кол-во
часов
9ч
1

добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
формирование
чувства гордости за свою
Родину, её историю, российский
народ, становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций
многонационального российского
общества.
1. Формирование
чувства
гордости за свою Родину, её
историю, российский народ,
становление гуманистических
и демократических
ценностных
ориентаций
многонационального
российского общества;
формирование средствами
литературных произведений
целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии
природы, народов, культур и
религий;
3.умение выявлять связь между
прочитанным и современной
реальностью;
4.умение
оценить
оригинальность чужих идей
5.оказание положительного
влияния на профессиональное
самоопределение учащихся;
6.воспитание
искреннего
интереса
к учебной
деятельности, получению новых
знаний, расширению
собственного кругозора,
доброжелательного отношенияс
одноклассниками и
педагогами.

Воспитательный потенциал
урока в соответствии с
модулем
«Школьный урок»
1. Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы

2.
3.
4.
5.

Небесные тела.
1
Звёздное небо – великая книга Природы. ПР 1
Знакомство с картой звёздного неба.
Мир глазами географа. ПР Поиск и показ 1
изучаемых объектов на глобусе и
географической карте.
Мир глазами историка. ПР Знакомство с 1
историческими картами.

6.
7.

Счёт лет в истории.
Прошлое и настоящее глазами эколога.

8.

Охрана окружающей среды – задача всего 1
человечества. ПДД «Транспорт и
дорожное движение»
Международная Красная книга.
1
Обобщение по разделу «Земля и
человечество».

9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.

1
1

Природа России
10ч
Важнейшие равнины и горы России. ПР 1
Поиск и показ на физической карте
изучаемых географических объектов.
Моря, озёра и реки нашей страны. ПР
1
Поиск и показ на физической карте
изучаемых географических объектов.
Природные зоны нашей страны. Пдд
1
«Обязанности пешехода»
Зона Арктических пустынь. ПР Поиск и 1
показ изучаемых объектов на карте
природных зон.
Зона тундры. ПР Поиск и показ
1
изучаемых объектов на карте природных
зон.
Зона лесов. ПР Поиск и показ изучаемых 1
объектов на карте природных зон.
Экологические проблемы зоны лесов.
1
Зона степей. ПР Поиск и показ
1
изучаемых объектов на карте природных
зон.
Зона пустынь. ПР Поиск и показ
1
изучаемых объектов на карте природных
зон.

поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками);
2. организация работы с
получаемой на уроке
социально
значимой
информацией;
3. инициирование ситуаций,
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по
поводу выработки своего к
ней отношения;
4. создание социально значимого
опыта
сотрудничества и взаимной
помощи;
искреннего
5. воспитание
интереса
к
учебной
деятельности,
получению
новых знаний, расширению
собственного
кругозора,
доброжелательного
отношения
с
одноклассниками
и
педагогами;
1. Формирование
чувства
гордости за свою Родину, её
историю, российский народ,
становление гуманистических
и демократических ценностных
ориентаций
многонационального
российского общества;
2. воспитание
экологического
и
гуманистического мышления;
3. оказание положительного
влияния на профессиональное
самоопределение учащихся;
4. оказание
содействия
эстетическому
и
нравственному воспитанию
учащихся
посредством
ознакомления
с
произведениями искусства и
литературы,
природными
явлениями,
научными
достижениями и т.п.
5. оказание содействия в

19.

20.

21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.
36.

Черноморское побережье.

1

Родной край – часть большой страны
13
Наш край. Формы земной поверхности в 1
нашем крае. ПР Знакомство с картой
края. ПДД « Условия для безопасного
перехода через дорогу»
Водоёмы края, их значение в природе и 1
жизни человека.
Полезные ископаемые нашего края. ПР 1
Рассматривание образцов полезных
ископаемых своего края, определение их
свойств.
Ознакомление с важнейшими видами
1
почв края.. ПДД «Дорожные ловушки»
Природное сообщество - лес. ПР
1
Рассматривание гербарных экземпляров
растений природного сообщества – лес.
Природное сообщество - луг. ПР
1
Рассматривание гербарных экземпляров
растений природного сообщества – луг.
Природное сообщество – пресный
1
водоём.
Экскурсия в природные сообщества
1
родного края. ПДД «Дорожные ловушки»
Наши проекты.
1
Растениеводство в нашем крае. ПР
1
Знакомство с культурными растениями.
Животноводство в нашем крае.
1
Проверим себя и оценим свои
1
достижения за первое полугодие.
Презентация проектов.
1
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории.
Начало истории человечества:
первобытное сообщество.
Средние века.
Новое время.

5
1
1
1
1

физическом
воспитании
учащихся, проявление заботы
о профилактике их
утомляемости во время
учебного урока;
6. воспитание у учащихся
ответственного отношения к
учебе, ответственности за
результаты своего учебного
труда, соблюдение правил и
техники безопасности.
1. Формирование чувства
гордости за свою Родину, её
историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических ценностных
ориентаций
многонационального
российского общества;
2. воспитание экологического
и гуманистического
мышления;
3. умение понимать чувства,
мотивы, характеры героев и
проецировать
на
современное общество;
4. умение выявлять связь
между
прочитанным
и
современной реальностью;
5. умение
оценить
оригинальность чужих идей;
6. оказание
содействия
эстетическому
и
нравственному воспитанию
учащихся
посредством
ознакомления
с
произведениями искусства и
литературы, природными
явлениями,
научными
достижениями и т.п.
1.Оказание содействия
эстетическому
и
нравственному воспитанию
учащихся
посредством
ознакомления
с
произведениями искусства и

37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

49.
50.
51.
52.

Новейшее время.

1

Страницы истории России
20
Кто такие славяне. ПР Найти и показать 1
изучаемые объекты на исторических
картах
Века Древней Руси.
1
Русь - страна городов. ПДД «Дорожные
1
ловушки»
Культура, быт и нравы Древней Руси.
1
Нашествие хана Батыя. ПР Найти и
1
показать изучаемые объекты на
исторических картах
Московская Русь.
1
Куликовская битва. ПР Найти и показать 1
изучаемые объекты на исторических
картах
Иван Третий.
1
Культура, быт и нравы в XIII - XV.
1
Патриотический подвиг Кузьмы Минина и 1
Дмитрия Пожарского. ПДД Обязанности
пассажиров»
Петр Первый – царь преобразователь.

-

Михаил Васильевич Ломоносов.
Россия при Екатерина Второй.
Отечественная война 1812 года.
Царь-освободитель Александр Второй.

1

1
1
1
1

53.

Николай Второй – последний император 1
России.

54.

Жизнь страны в 1920 – 1930-е годы. ПДД
Обязанности пассажиров»

1

литературы, природными
явлениями,
научными
достижениями и т.п.;
2. воспитание
экологического
и
гуманистического
мышления;
3. воспитание терпимого
отношения к взглядам и
точкам зрения других
людей, их жизненной
позиции и образу жизни;
4. умение
понимать
чувства, мотивы, характеры
героев и проецировать на
современное общество;
5. умение выявлять связь
между прочитанным и
современной реальностью;
6. умение
оценить
оригинальность чужих идей.
1. Оказание содействия
эстетическому
и
нравственному воспитанию
учащихся
посредством
ознакомления
с
произведениями искусства и
литературы, природными
явлениями,
научными
достижениями и т.п.;
2. воспитание
экологического
и
гуманистического
мышления;
3. воспитание терпимого
отношения к взглядам и
точкам зрения других
людей, их жизненной
позиции и образу жизни;
4. умение
понимать
чувства, мотивы, характеры
героев и проецировать на
современное общество;
5. умение выявлять связь
между прочитанным и
современной реальностью;
6. умение
оценить
оригинальность чужих идей;
7.

формирование

55.

56.
57.

58.
59.

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

67.

Великая Отечественная война 1941-1945 1
гг. ПР Найти и показать изучаемые
объекты на исторических картах
Героизм и патриотизм народа.
1
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Наши
1
проекты.
Современная Россия
11
Конституция России – наш основной
1
закон.
Мы - граждане России. ПДД « На сельских 1
дорогах»
Государственная символика нашей
1
страны.
Государственные праздники.
1
Регионы России: Дальний Восток и
1
Сибирь.
Регионы России: Европейскя России.
1
Крупные города, исторические места,
1
знаменитые люди.
Проверим себя и оценим свои
1
достижения за второе полугодие.
Презентация проектов. ПДД «Итоговое
2
занятие»
Обобщающий урок–игра. КВН.
1

средствами
литературных
произведений
целостного
взгляда на мир в единстве и
разнообразии
природы,
народов, культур и религий

1. Организация работы с
получаемой на уроке
социально
значимой
информацией;
2. инициирование ситуаций,
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения
по поводу выработки своего
к ней отношения;
3. воспитание
через
демонстрацию учащимся
примеров ответственного,
гражданского поведения;
4. использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
цикл
уроковконсультаций о великих людях
мира;
5. налаживание позитивных
межличностных отношений
в классе;
6. генерирование
и
оформление
Собственных

идей, навыка уважительного
отношения к чужим идеям;
7. формирование чувства
гордости за свою Родину, её
историю,
российский
народ,
становление
гуманистических

и

демократических ценностных
ориентаций
многонационального
российского общества;
8.
формирование
средствами
литературных
произведений целостного взгляда
на мир в единстве и
разнообразии природы, народов,
культур и религий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».