Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «ООШ № 12» от 01.09.2023 №12 Учебный план дошкольных групп на 2023-2024 учебный год (в соответствии с ФОП ДО) Мариинск 2023 Пояснительная записка к учебному плану Учебный план на 2023-2024 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей, видов детской деятельности и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный план дошкольных групп МБОУ «ООШ№12» ( далее Учреждение) разработан в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (ред. От 14.09.2022) Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) (далее - ФГОС ДО). Федеральной Образовательной Программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Основной образовательной программой дошкольного образования Уставом учреждения. Основная цель учебного плана -регламентировать организационную образовательную деятельность, определить ее направленность, количество занятий в неделю. Учебный план составлен на пятидневную неделю на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса Т.С., Комаровой, М.А, .Васильевой и требованиями СанПиН 2.4.1 3049-13. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) воспитанников. Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоение воспитанниками общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие воспитанников в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (дополнительные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. Используются фронтальные и кружковые формы работы во второй половине дня. В план включаются следующие структурные единицы, представляющие образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие Содержание педагогической работы по освоению воспитанниками образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" входят в расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее - ННОД). Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, так и во всех видах деятельности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» содержит разделы: развитие игровой деятельности; социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности. Программный материал образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализуется через режимные моменты, в самостоятельной деятельности воспитанников и как интегративная часть через все виды образовательной деятельности. 2. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы, конструктивно-модельная деятельность. В старшей группе планируется - «ознакомление с предметным миром, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы» 2 раза в неделю; «формирование элементарных математических представлений» 1 раз в неделю; «конструктивно- модельная деятельность» планируется в среду (вторая половина дня – старшая группа а), в четверг (вторая половина дня – старшая группа б) в режимном моменте, а также реализуется в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом «познавательно-исследовательская деятельность» - ежедневно в режимных моментах и может включаться в ННОД. В подготовительной группе планируется – «ознакомление с предметным миром, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы» 2 раза в неделю; -«формирование элементарных математических представлений» 2 раза в неделю; -«конструктивно-модельная деятельность» планируется в среду (вторая половина дня) в режимном моменте, а также реализуется в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом, «познавательно-исследовательская деятельность» -ежедневно в режимных моментах и может включаться в ННОД. 3. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; приобщение к художественной литературе. «Развитие речи», «приобщение к художественной литературе» для второй младшей и средней групп чередуются через неделю. В первой младшей, старшей и подготовительной группах планируется «развитие речи» - 1 раз в неделю и «приобщение к художественной литературе» - 1 раз в неделю. Звуковая культура речи интегрируется в образовательную деятельность по развитию речи, как часть непрерывной непосредственно образовательной деятельности. 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальная деятельность. В старшей группе: «изобразительная деятельность»: рисование (предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование) - 2 раза в неделю и лепка (декоративная лепка) /аппликация (художественный труд) -1 раз в 2 недели; – «музыка» – 2 раза в неделю. В подготовительной группе: - «изобразительная деятельность»: рисование (предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование) 2 раза в неделю и лепка (декоративная лепка) /аппликация (художественный труд: работа с бумагой и картоном, художественный труд: работа с тканью, художественный труд: работа с природным материалом) 1 раз в 2 недели; - «музыка – 2 раза в неделю. 5. Образовательная область «Физическое развитие» содержит образовательную деятельность по физической культуре и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (знания по валеологии), которая интегрируется во все образовательные области, утреннюю гимнастику и в режимные моменты. Три раза в неделю во всех возрастных группах проводится непрерывная непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию воспитанников. В подготовительной группе один раз в неделю проводится образовательная деятельность по физическому развитию воспитанников на воздухе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена кружковой деятельностью «Умелые ручки», «Веселый балаганчик». Деятельность кружка «Умелые ручки» направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей, конструкторского мышления «Веселый балаганчик» способствует развитию театральных умений, актерского мастерства, развития речи. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность в Учреждении осуществляется с сентября по май включительно. В каждой возрастной группе перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Основная нагрузка распределена на вторник, среду, четверг. В течение дня педагогически напряженные периоды чередуются периодами расслабления и отдыха. Расписание ННОД не регламентирует деятельность педагогов по строгому их выполнению, педагоги могут использовать в своей работе комбинированную и интегрированную ННОД, переносить проведение ННОД на прогулку, учитывая погодные условия, специфику контингента воспитанников, их психологический настрой и другие объективные или субъективные факторы. Учебный план рассматривается как примерное планирование непосредственно образовательной деятельности на неделю. Педагоги самостоятельно дозируют ежедневный объём образовательной нагрузки на детей, не превышая при этом максимально допустимую нагрузку в соответствии с действующими СанПиНом. Формы организации организованной образовательной деятельности: в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные. Объём учебной нагрузки в течение недели определён в соответствии с Санитарноэпидемиологические требованиями к приёму в дошкольные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса (XI. п.п.11.10- 12.5). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - 15 минут, для детей 5-го года жизни - 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут для детей 7-го года жизни - 30 минут. В середине ООД статического характера проводятся физкультминутки. Перерывы между ООД составляют 10 минут Организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность. Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. Образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня. Длительность этих занятий не более 25-30 минут в зависимости от возраста воспитанников. В середине занятия проводят физкультминутку. В середине учебного года (январь) для воспитанников дошкольного возраста организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного циклов. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и др., изменяется режим дня. На основе плана составлено расписание организованной образовательной деятельности. Цель расписания ООД - отрегулировать нагрузку, определить чередование различных видов детской деятельности в целях снятия перегрузки, предупредить утомляемость, разнообразить формы проведения, чередовать статичные и динамичные виды деятельности, распределить нагрузку. Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт тпринципа интеграции образовательных областей. Интеграция ОО организуется в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников, а так же спецификой и возможностями образовательных областей. Особенности взаимодействия взрослых и воспитанников Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с воспитанниками. Выбор формы работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных, региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. В работе с воспитанниками раннего и младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, а также игровые образовательные ситуации, проекты, тематические дни. Ценность игры (сюжетно – ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.), в первую очередь, как свободной самостоятельной деятельности детей определяется её значением для развития дошкольника. В игре реализуется большая часть содержания всех образовательных областей (познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие). Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются общение, чтение художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально – художественная, познавательно – исследовательская и конструктивная деятельности, игра, движение. В практике используются разнообразные формы работы с воспитанниками: экспериментирование, беседы с воспитанниками, наблюдения, решение проблемных ситуаций, проекты, тематические дни, игровые образовательные ситуации и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) отражен в планировании. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать и уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации программы, в зависимости от контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных образовательной программой и действующими санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин). Два раза в год (сентябрь, май) проводится мониторинг оценки детского развития. Учебный план дошкольных групп МБОУ «ООШ№12» на 2023 -2024 учебный год №п/п Образовательная область Старшая группа Подготовительная группа количество Длительность количество Длительность Базовый вид деятельности занятий в неделю занятия (в мин.) занятий в неделю занятия (в мин.) 1-я-основная часть 1 Познавательное развитие 1.1 Познание (ознакомление с 1 15(20) 2 25(30) предметным и социальным миром, миром природы) 1.2 Формирование элементарных 1 15 (20) 1(2) 25 (60) математических представлений 1.3. Конструктивно-модельная В режимных моментах согласно циклограмме среда (2 деятельность половина дня) 1.4. ПознавательноЕжедневно в режимных моментах исследовательская 2 Речевое развитие деятельность Развитие речи 2.1 1 15 (20) 1 25 (30) Приобщение к художественной 1 2.2 15 (20) 1 25(30) литературе 3 Художественно-эстетическое развитие 3.1 Рисование 1 15 (20) 2 50 (60) 3.2 Лепка 0,5 7,5 (10) 0,5 12,5(15) 3.3 Аппликация 0,5 7,5 (10) 0,5 12,5 (15) 3.4 Музыка 2 30 (40) 2 50 (60) 4 Физическое развитие 4.1 Физическая культура в 2 30(40) 2 75(90) помещении 4.2 Физическая культура на воздухе 1 1 25(30) №п/п Образовательная область Базовый вид деятельности Старшая группа Подготовительная группа количество Длительность количество занятий в занятия занятий в неделю (в мин.) неделю Длительность занятия (в мин.) Социально-коммуникативное развитие Реализуется через режимные моменты, в самостоятельной деятельности воспитанников и как интегративная часть через все виды образовательной деятельности ( игра, трудовая деятельность, формирование основ безопасности, адаптационный период Итого 10 14 (15) II Вариативная часть безопасности Приоритетноебезопасности направление бебезопасности 2.1 дошкольных групп: Кружок «Умелые ручки» Кружок 11 11 «Веселый балаганчик» Общее количество 12 16 Итого в неделю 12 16 5 5.1