Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ №12» от 28.08.2023 № 157 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 8 - 9 классы Составитель Бычкова М.Ю., учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория Мариинск 2023 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРФОГРАФИЯ» Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: Личностные: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера Метапредметныерезультаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРФОГРАФИЯ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 8 класс Основное содержание Виды деятельности по темам Гласные, проверяемые ударением Система гласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Совершенствование навыков ударных и безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные согласные. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного в безударной позиции. Формы организации Повторение правила написания гласных в корне, выполнение упражнений , подтверждающее данное правило. Разбор сложных случаев написания безударных гласных , проверяемых ударением. Участие в лингвистической игре. Игра. Конкурсы. Самостоятельная работа Понятие о различных видах памяти: зрительной, слуховой, моторной. Составление памятки «Как следует запоминать написание слов?» Знакомство со списками слов с непроверяемыми гласными и удвоенными согласными, наиболее часто встречающимися в текстах Устное сообщение Корни с чередующимися гласными Правописание приставок.Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Словообразование как раздел лингвистики. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Твердый и мягкий знаки / сложные случаи/. Роль мягкого знака. Место твердого знака в слове. Правописание суффиксов, окончаний существительных и прилагательных. Склонение существительных в единственном и множественном числе. Правописание суффиксов. Склонение полных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Падежные окончания прилагательных и причастий. Падежные окончания прилагательных и причастий. Признаки прилагательного у причастия. Изменение по падежам. Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Гласные после шипящих и Ц. Правописание гласных после шипящих. Правописание И и Ы после Ц Н и НН в разных частях речи. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий /на –О и –Е/, существительных. Самостоятельное составление таблицы «Чередующиеся гласные в корне» по памяти. Подбор примеров /работа в группах/ Составление таблицы « Слова – исключения»« по памяти. Повторение материала. Работа с предложенным текстом. Разбивка слов по группам по заданию «Какому правилу подчиняюсь я, приставка?» Разработка и защита проекта Умение различать похожие формы слов. Выделение иноязычных приставок. Тестирование Повторение правила написания падежных окончаний существительных, прилагательных. Подбор слов - подсказок при склонении существительных и прилагательных. Составление таблиц – подсказок для учащихся. Онлайн – тестирование Презентация Задания повышенной сложности Выявление путем наблюдений особенностей склонения причастий. Склонение предложенных словосочетаний. Самостоятельное выполнение упражнений с последующей взаимопроверкой. Урок – практикум Самостоятельная работа Требование к образованию формы инфинитива. Спряжение глаголов. Нахождение взаимосвязи между правилами, регулирующими правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий. Аукцион знаний Соревнование Умение определять часть речи, морфемы в словах. Правильная постановка ударения. Составление таблиц – алгоритмов. Составление алгоритма написания Н и НН в разных частях речи. Разграничение полных форм прилагательного и причастия, наречия и краткого прилагательного. Запоминание некоторых распространенных слов , не попадающих под алгоритм Создание интерактивной таблицы Ролевая игра Аукцион Смотр знаний Исследование Выполнение в группах заданий повышенной сложности написания Н и НН. Слитное и раздельное Чтение текста статьи, составление написание Не и Ни. плана Умение разграничивать Правописание Не и Ни в приставку, союз, частицу. Подбор местоимениях. Не с тренировочных упражнений / причастиями, деепричастиями. используя материалы Интернета/ Слитное и раздельное написание НЕ в прилагательных , наречиях. Различение союзов, частиц. Слитное, раздельное, Умение видеть разницу в дефисное написание слов. синтаксической функции наречий и Написание существительных, похожих на них сочетаний слов. прилагательных, наречий, Запоминание дефисного написания местоимений. наречий. Тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Составление своих словосочетаний / слитное, раздельное, дефисное написание существительных, прилагательных/ Разграничение одинаково Умение производить замену звучащих слов и сочетаний синонимичным словом или слов. Знание частей речи. словосочетанием, Умение опускать Переход слов из одной части или переставлять второй компонент речи в другую. Синонимичная слова. Запоминание наиболее замена. трудных сочетаний наизусть Обобщающие Написание словарного диктанта / задания по курсу орфографии. трудные случаи написания слов, Правописание корней, словосочетаний/.Выполнение приставок. Правописание тестовых заданий. Самооценка суффиксов, окончаний. работ. Слитные, дефисные, раздельные написания. Урок – практикум. Подготовка и защита проектов Мини - доклады Урок – практикум Деловая игра Тестирование Презентация Конкурс 9 класс Основное содержание Виды деятельности по темам Безударные гласные корня. Система гласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Совершенствование навыков ударных и безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные согласные Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного в безударной позиции. Формы организации Повторение правила написания гласных в корне, выполнение упражнений , подтверждающее данное правило. Разбор сложных случаев написания безударных гласных , проверяемых ударением. Участие в лингвистической игре. Лингвистическая игра Конкурс Правописание окончаний существительных. Склонение существительных в единственном и множественном числе. Окончание как формообразующая морфема. Окончание и его грамматическое значение. Особенности склонения отдельных групп существительных. Гласные в приставках. Словообразование как раздел лингвистики. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Буквы Ъ и Ь и обозначение мягкости согласных. Роль мягкого знака. Место твердого знака в слове. Правильно образовывать нужную падежную форму, требуемую по контексту, от существительных 1, 2, 3 склонения и употреблять её в речи. Составление таблиц Конкурс Мини – сообщение Задания повышенной сложности Производить анализ слова по составу. Подбор слов – примеров на заданную тему. Составление таблицы «Группы приставок». Решение тестовых заданий. Взаимопроверка. Умение различать части речи. Самостоятельное составление тестовых заданий Тестирование Аукцион Правописание звонких и глухих согласных. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Звонкие и глухие согласные. Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов, суффиксах причастий и деепричастий. Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов, суффиксах причастий и деепричастий. Правописание личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы. Склонение причастий. Правописание. Словообразование деепричастий. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов. Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Гласные после шипящих и Ц. Правописание гласных после Умение правильно находить звонкие и глухие согласные, слышать и видеть согласные на стыке морфем. Работа со словарем. Умение производить фонетический разбор Выявление путем наблюдений особенностей написания гласных в окончаниях глаголов, суффиксах причастий и деепричастий. Самостоятельное выполнение упражнений с последующей взаимопроверкой. Требование к образованию формы инфинитива. Спряжение глаголов. Нахождение взаимосвязи между правилами, регулирующими правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий. Урок – практикум Самостоятельная работа Поиск информации. Запоминание наиболее трудных случаев написания суффиксов. Решение тестовых заданий. Оценивание работы. Круглый стол Тестирование Устный журнал Умение определять часть речи, морфемы в словах. Правильная Компьютерная презентация Деловая игра Самостоятельная работа Самостоятельная работа Онлайн – тестирование Презентация Выполнение заданий повышенной сложности шипящих. Правописание И и Ы после Ц. Правописание Н и НН в различных частях речи. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий /на –О и –Е/, существительных. Правописание частиц Не и Ни. Функции частиц в речи. Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи. Написание НЕ с существительными, прилагательным, причастиями, наречиями Различение союзов, частиц. Правописание сложных слов. Слитное написание сложных существительных. Дефисное написание сложных существительных. Слитное написание сложных прилагательных. Дефисное написание сложных прилагательных. Написание слов с ПОЛПравописание наречий и наречных выражений постановка ударения. Составление таблиц – алгоритмов. Составление алгоритма написания Н и НН в разных частях речи. Разграничение полных форм прилагательного и причастия, наречия и краткого прилагательного. Запоминание некоторых распространенных слов, не попадающих под алгоритм написания Н и НН. Чтение текста статьи, составление плана. Запоминание наиболее трудных оборотов. Умение разграничивать приставку, союз, частицу. Подбор тренировочных упражнений / используя материалы Интернета/ Умение видеть разницу в синтаксической функции наречий и похожих на них сочетаний слов. Запоминание дефисного написания различных частей речи. Тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Составление таблиц - примеров словосочетаний , предложений/ слитное, раздельное написание/ Выделение морфем слова. Умение находить слова с иноязычными компонентами. Запоминание наизусть трудных случаев написания слова. Знание особенностей образования наречий. Выполнение ряда тренировочных упражнений, направленных на закрепление сведений о слитном и раздельном написании собственно наречий и наречных выражений. Написание словарного диктанта / трудные случаи написания слов, словосочетаний/.Выполнение тестовых заданий. Самооценка работ. Урок – практикум. Тестирование Своя игра Аукцион знаний Составление таблицы. Урок – практикум. Самостоятельная работа Тесторование Занятие – исследование Аукцион Урок – практикум Конкурс Итоговая работа. Тестирование. Правописание корней, приставок. Правописание суффиксов, окончаний. Слитные, дефисные, раздельные написания. Самостоятельное применение знаний Разработка и на практике. Оценивание своих защита проектов знаний. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № п/п Тема 1 2 Гласные, проверяемые ударением Гласные, проверяемые ударением Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные согласные. Трудные написания слов Составление памятки «Как запомнить слово?» Корни с чередующимися гласными Правописание приставок Правописание приставок Твердый и мягкий знаки Правописание суффиксов , окончаний существительных и прилагательных 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 11 Падежные окончания прилагательных и причастий 2 12 Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм 2 13 Гласные после шипящих и ц Н и НН в разных частях речи. Н и НН в именах существительных, наречиях, именах прилагательных, причастиях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. Разграничение союза и частицы Правописание местоимений Правописание причастий Правописание наречий, существительных, прилагательных 2 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Правописание местоимений. Правописание наречий Правописание существительных, прилагательных Разграничение одинаково звучащих слов и сочетаний слов Синонимичная замена слов, сочетаний слов Обобщающие задания по курсу орфографии. Правописание корней, приставок. Правописание суффиксов, окончаний 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 Дефисные, слитные, раздельные написания слов, сочетаний Итого 1 34 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема Безударные гласные корня Безударные гласные корня Правописание окончаний существительных Решение тестовых задач Гласные в приставках Гласные в приставках Буквы Ъ и Ь и обозначение мягкости согласных Буквы Ъ и Ь и обозначение мягкости согласных Правописание звонких и глухих согласных Правописание звонких и глухих согласных Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов, суффиксах причастий и деепричастий Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов, суффиксах причастий и деепричастий Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов, суффиксах причастий и деепричастий Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов, суффиксах причастий и деепричастий Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Гласные в суффиксах существительных 1 Гласные в суффиксах прилагательных Гласные в суффиксах глаголов Гласные после шипящих и ц Гласные после шипящих и ц Правописание Н и НН в различных частях речи Правописание Н и НН в различных частях речи Правописание Н и НН в различных частях речи Правописание частиц НЕ и НИ Правописание частиц НЕ и НИ Слитное и раздельное написание НЕ Слитное и раздельное написание НЕ Слитное и раздельное написание НЕ Правописание сложных слов Правописание сложных слов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 Правописание наречий и наречных выражений 1 32 33 34 Правописание наречий и наречных выражений Итоговая работа. Тестирование Анализ итоговой работы Итого 1 1 1 34 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30