Рабочая программа курса внеурочной деятельности Орфография 8- 9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ
«ООШ №12»
от 28.08.2023
№ 157

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Орфография»
8 - 9 классы

Составитель Бычкова М.Ю.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория

Мариинск 2023

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРФОГРАФИЯ»
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет добиваться
следующих результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметныерезультаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРФОГРАФИЯ» С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
8 класс
Основное содержание

Виды деятельности

по темам

Гласные, проверяемые
ударением
Система гласных звуков.
Изменение звуков в речевом
потоке.
Совершенствование навыков
ударных и безударных
гласных.
Непроверяемые безударные
гласные.
Удвоенные согласные.
Изменение звуков в речевом
потоке. Изменение качества
гласного в безударной
позиции.

Формы
организации

Повторение правила написания
гласных в корне, выполнение
упражнений , подтверждающее
данное правило. Разбор сложных
случаев написания безударных
гласных , проверяемых ударением.
Участие в лингвистической игре.

Игра.
Конкурсы.
Самостоятельная
работа

Понятие о различных видах памяти:
зрительной, слуховой, моторной.
Составление памятки «Как следует
запоминать написание слов?»
Знакомство со списками слов с
непроверяемыми гласными и
удвоенными согласными, наиболее
часто встречающимися в текстах

Устное сообщение

Корни с чередующимися
гласными

Правописание
приставок.Чередование
гласных и согласных в корнях
слов. Варианты морфем.
Словообразование как раздел
лингвистики. Правописание
гласных и согласных в
приставках. Буквы З и С на
конце приставок.
Твердый и мягкий знаки /
сложные случаи/. Роль
мягкого знака. Место твердого
знака в слове.
Правописание суффиксов,
окончаний существительных и
прилагательных. Склонение
существительных в
единственном и
множественном числе.
Правописание суффиксов.
Склонение полных
прилагательных.
Правописание суффиксов
прилагательных.
Падежные окончания
прилагательных и причастий.
Падежные окончания
прилагательных и причастий.
Признаки прилагательного у
причастия. Изменение по
падежам.
Правописание суффиксов и
окончаний глагольных форм.
Правописание глагольных
суффиксов, стоящих перед –л.
Правописание гласных в
окончаниях глаголов
прошедшего времени.
Гласные после шипящих и Ц.
Правописание гласных после
шипящих. Правописание И и
Ы после Ц
Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в
суффиксах прилагательных,
причастий, наречий /на –О и
–Е/, существительных.

Самостоятельное составление
таблицы «Чередующиеся гласные в
корне» по памяти. Подбор примеров
/работа в группах/ Составление
таблицы
« Слова – исключения»« по памяти.
Повторение материала. Работа с
предложенным текстом. Разбивка
слов по группам по заданию
«Какому правилу подчиняюсь я,
приставка?»

Разработка и
защита проекта

Умение различать похожие формы
слов. Выделение иноязычных
приставок.

Тестирование

Повторение правила написания
падежных окончаний
существительных, прилагательных.
Подбор слов - подсказок при
склонении существительных и
прилагательных. Составление таблиц
– подсказок для учащихся.

Онлайн –
тестирование
Презентация
Задания
повышенной
сложности

Выявление путем наблюдений
особенностей склонения причастий.
Склонение предложенных
словосочетаний. Самостоятельное
выполнение упражнений с
последующей взаимопроверкой.

Урок – практикум
Самостоятельная
работа

Требование к образованию формы
инфинитива. Спряжение глаголов.
Нахождение взаимосвязи между
правилами, регулирующими
правописание окончаний глаголов и
суффиксов причастий.

Аукцион знаний
Соревнование

Умение определять часть речи,
морфемы в словах. Правильная
постановка ударения. Составление
таблиц – алгоритмов.
Составление алгоритма написания Н
и НН в разных частях речи.
Разграничение полных форм
прилагательного и причастия,
наречия и краткого прилагательного.
Запоминание некоторых
распространенных слов , не
попадающих под алгоритм

Создание
интерактивной
таблицы

Ролевая игра
Аукцион

Смотр знаний
Исследование
Выполнение в
группах заданий
повышенной
сложности

написания Н и НН.
Слитное и раздельное
Чтение текста статьи, составление
написание Не и Ни.
плана Умение разграничивать
Правописание Не и Ни в
приставку, союз, частицу. Подбор
местоимениях. Не с
тренировочных упражнений /
причастиями, деепричастиями. используя материалы Интернета/
Слитное и раздельное
написание НЕ в
прилагательных , наречиях.
Различение союзов, частиц.
Слитное, раздельное,
Умение видеть разницу в
дефисное написание слов.
синтаксической функции наречий и
Написание существительных, похожих на них сочетаний слов.
прилагательных, наречий,
Запоминание дефисного написания
местоимений.
наречий. Тренинговые упражнения и
самоконтроль в выборе написаний.
Составление своих словосочетаний /
слитное, раздельное, дефисное
написание существительных,
прилагательных/
Разграничение одинаково
Умение производить замену
звучащих слов и сочетаний
синонимичным словом или
слов. Знание частей речи.
словосочетанием, Умение опускать
Переход слов из одной части
или переставлять второй компонент
речи в другую. Синонимичная слова. Запоминание наиболее
замена.
трудных сочетаний наизусть
Обобщающие
Написание словарного диктанта /
задания по курсу орфографии. трудные случаи написания слов,
Правописание корней,
словосочетаний/.Выполнение
приставок. Правописание
тестовых заданий. Самооценка
суффиксов, окончаний.
работ.
Слитные, дефисные,
раздельные написания.

Урок – практикум.
Подготовка и
защита проектов
Мини - доклады

Урок – практикум

Деловая игра

Тестирование
Презентация
Конкурс

9 класс
Основное содержание

Виды деятельности

по темам

Безударные гласные корня.
Система гласных звуков.
Изменение звуков в речевом
потоке.
Совершенствование навыков
ударных и безударных
гласных. Непроверяемые
безударные гласные.
Удвоенные согласные
Изменение звуков в речевом
потоке. Изменение качества
гласного в безударной
позиции.

Формы
организации

Повторение правила написания
гласных в корне, выполнение
упражнений , подтверждающее
данное правило. Разбор сложных
случаев написания безударных
гласных , проверяемых ударением.
Участие в лингвистической игре.

Лингвистическая
игра
Конкурс

Правописание окончаний
существительных. Склонение
существительных в
единственном и
множественном числе.
Окончание как
формообразующая морфема.
Окончание и его
грамматическое значение.
Особенности склонения
отдельных групп
существительных.
Гласные в приставках.
Словообразование как раздел
лингвистики. Правописание
гласных и согласных в
приставках. Буквы З и С на
конце приставок.
Буквы Ъ и Ь и обозначение
мягкости согласных. Роль
мягкого знака. Место твердого
знака в слове.

Правильно образовывать нужную
падежную форму, требуемую по
контексту, от существительных 1, 2,
3 склонения и употреблять её в речи.
Составление таблиц

Конкурс
Мини – сообщение
Задания
повышенной
сложности

Производить анализ слова по
составу. Подбор слов – примеров на
заданную тему. Составление
таблицы «Группы приставок».
Решение тестовых заданий.
Взаимопроверка.
Умение различать части речи.
Самостоятельное составление
тестовых заданий

Тестирование
Аукцион

Правописание звонких и
глухих согласных. Система
согласных звуков. Изменение
звуков в речевом потоке.
Звонкие и глухие согласные.
Правописание безударных
гласных в окончаниях
глаголов, суффиксах
причастий и деепричастий.
Правописание безударных
гласных в окончаниях
глаголов, суффиксах
причастий и деепричастий.
Правописание личных
окончаний глагола.
Разноспрягаемые глаголы.
Склонение причастий.
Правописание.
Словообразование
деепричастий. Сопоставление
морфемного состава
деепричастий и причастий.
Гласные в суффиксах
существительных,
прилагательных, глаголов.
Правописание суффиксов
существительных.
Правописание суффиксов
прилагательных.
Правописание суффиксов
глаголов.
Гласные после шипящих и Ц.
Правописание гласных после

Умение правильно находить звонкие
и глухие согласные, слышать и
видеть согласные на стыке морфем.
Работа со словарем. Умение
производить фонетический разбор
Выявление путем наблюдений
особенностей написания гласных в
окончаниях глаголов, суффиксах
причастий и деепричастий.
Самостоятельное выполнение
упражнений с последующей
взаимопроверкой. Требование к
образованию формы инфинитива.
Спряжение глаголов. Нахождение
взаимосвязи между правилами,
регулирующими правописание
окончаний глаголов и суффиксов
причастий.

Урок – практикум
Самостоятельная
работа

Поиск информации. Запоминание
наиболее трудных случаев
написания суффиксов. Решение
тестовых заданий. Оценивание
работы.

Круглый стол
Тестирование
Устный журнал

Умение определять часть речи,
морфемы в словах. Правильная

Компьютерная
презентация

Деловая игра
Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Онлайн –
тестирование
Презентация
Выполнение
заданий
повышенной
сложности

шипящих. Правописание И и
Ы после Ц.
Правописание Н и НН в
различных частях речи. Одна
и две буквы Н в суффиксах
прилагательных, причастий,
наречий /на –О и –Е/,
существительных.

Правописание частиц Не и
Ни. Функции частиц в речи.

Слитное и раздельное
написание Не с разными
частями речи. Написание НЕ с
существительными,
прилагательным,
причастиями, наречиями
Различение союзов, частиц.

Правописание сложных слов.
Слитное написание сложных
существительных. Дефисное
написание сложных
существительных. Слитное
написание сложных
прилагательных. Дефисное
написание сложных
прилагательных. Написание
слов с ПОЛПравописание наречий и
наречных выражений

постановка ударения. Составление
таблиц – алгоритмов.
Составление алгоритма написания Н
и НН в разных частях речи.
Разграничение полных форм
прилагательного и причастия,
наречия и краткого прилагательного.
Запоминание некоторых
распространенных слов, не
попадающих под алгоритм
написания Н и НН.
Чтение текста статьи, составление
плана. Запоминание наиболее
трудных оборотов. Умение
разграничивать приставку, союз,
частицу. Подбор тренировочных
упражнений / используя материалы
Интернета/
Умение видеть разницу в
синтаксической функции наречий и
похожих на них сочетаний слов.
Запоминание дефисного написания
различных частей речи. Тренинговые
упражнения и самоконтроль в
выборе написаний. Составление
таблиц - примеров словосочетаний ,
предложений/ слитное, раздельное
написание/
Выделение морфем слова. Умение
находить слова с иноязычными
компонентами. Запоминание
наизусть трудных случаев написания
слова.

Знание особенностей образования
наречий. Выполнение ряда
тренировочных упражнений,
направленных на закрепление
сведений о слитном и раздельном
написании собственно наречий и
наречных выражений. Написание
словарного диктанта / трудные
случаи написания слов,
словосочетаний/.Выполнение
тестовых заданий. Самооценка
работ.

Урок – практикум.
Тестирование
Своя игра

Аукцион знаний

Составление
таблицы. Урок –
практикум.
Самостоятельная
работа
Тесторование

Занятие –
исследование
Аукцион

Урок – практикум
Конкурс

Итоговая работа.
Тестирование. Правописание
корней, приставок.
Правописание суффиксов,
окончаний. Слитные,
дефисные, раздельные
написания.

Самостоятельное применение знаний Разработка и
на практике. Оценивание своих
защита проектов
знаний.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п

Тема

1
2

Гласные, проверяемые ударением
Гласные, проверяемые ударением
Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные
согласные.
Трудные написания слов
Составление памятки «Как запомнить слово?»
Корни с чередующимися гласными
Правописание приставок
Правописание приставок
Твердый и мягкий знаки
Правописание суффиксов , окончаний существительных
и прилагательных

3
4
5
6
7
8
9
10

Количество
часов
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2

11

Падежные окончания прилагательных и причастий

2

12

Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм

2

13

Гласные после шипящих и ц
Н и НН в разных частях речи. Н и НН в именах
существительных, наречиях, именах прилагательных,
причастиях.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
Разграничение союза и частицы
Правописание местоимений
Правописание причастий
Правописание наречий, существительных,
прилагательных

2

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Правописание местоимений.
Правописание наречий
Правописание существительных, прилагательных
Разграничение одинаково звучащих слов и сочетаний
слов
Синонимичная замена слов, сочетаний слов
Обобщающие задания по курсу орфографии.
Правописание корней, приставок.
Правописание суффиксов, окончаний

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27

Дефисные, слитные, раздельные написания слов,
сочетаний
Итого

1
34

9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема
Безударные гласные корня
Безударные гласные корня
Правописание окончаний существительных
Решение тестовых задач
Гласные в приставках
Гласные в приставках
Буквы Ъ и Ь и обозначение мягкости согласных
Буквы Ъ и Ь и обозначение мягкости согласных
Правописание звонких и глухих согласных
Правописание звонких и глухих согласных
Правописание безударных гласных в окончаниях
глаголов, суффиксах причастий и деепричастий
Правописание безударных гласных в окончаниях
глаголов, суффиксах причастий и деепричастий
Правописание безударных гласных в окончаниях
глаголов, суффиксах причастий и деепричастий
Правописание безударных гласных в окончаниях
глаголов, суффиксах причастий и деепричастий
Гласные в суффиксах существительных,
прилагательных, глаголов

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Гласные в суффиксах существительных

1

Гласные в суффиксах прилагательных
Гласные в суффиксах глаголов
Гласные после шипящих и ц
Гласные после шипящих и ц
Правописание Н и НН в различных частях речи
Правописание Н и НН в различных частях речи
Правописание Н и НН в различных частях речи
Правописание частиц НЕ и НИ
Правописание частиц НЕ и НИ
Слитное и раздельное написание НЕ
Слитное и раздельное написание НЕ
Слитное и раздельное написание НЕ
Правописание сложных слов
Правописание сложных слов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31

Правописание наречий и наречных выражений

1

32
33
34

Правописание наречий и наречных выражений
Итоговая работа. Тестирование
Анализ итоговой работы
Итого

1
1
1
34

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».