Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный исследователь 5- 9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ
«ООШ №12»
от 28.08.2023
№ 157

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
5-9 класс

Автор-составитель: Бычкова
Маргарита Юрьевна
Учитель русского языка
и литературы
первой категории

Мариинск 2023

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный исследователь».

Обобщенный результат
(компетенция)

Характеристика проявления компетенции
Личностные результаты

Способность к
смыслообразованию

 высокая учебная мотивация, стремление к познанию;
 умение определять свои образовательные интересы и потребности
 готовность и способность к самообразованию и саморазвитию;
 профессиональная ориентация и определение профессиональных
предпочтений;
 освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия своей страны и мира,
уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты
Компетентность в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий

 умение находить информацию в сети Интернет;
 умение представлять информацию с помощью информационнокоммуникационных устройств;
 владение умениями работать с учебной и внеучебной
информацией,
использовать
современные
источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты
своей деятельности в различных формах (эссе, презентация,
исследование);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной
работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе
и социальном окружении и др.

Предметные результаты
Опыт предметной
деятельности по
получению,
преобразованию и
применению нового знания

 умение применять теоретические знания для решения
практических задач;
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения
учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 умение
анализировать,
систематизировать
и
оцениватьинформацию различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательнуюценность;
 способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
 умение работать с письменными, изобразительными и

вещественными источниками, понимать и интерпретировать
содержащуюся вних информацию;
 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения
познавательных задач и представления их результатов;
 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать
(защищать) свои идеи и т.п.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием часов, форм
организации и видов деятельности
№п

Название раздела, темы
всего
6

Количество часов
теория
4

Практика
2

Раздел
2.
Информация.
Источники информации. Работа с
информационными источниками.

2

1

1

Раздел
3.
Методы
исследовательской деятельности.

13

6

7

Раздел 4. Правила оформления
исследовательской работы

2

1

1

Раздел 5. Формы представления
исследовательских работ

8

3

5

Раздел 6. Критерии оценки
исследовательских работ

1

1

-

Раздел 7. Научно-практические,
научно-исследовательские и
другие выставки, конференции,
конкурсы

2

-

2

Итого:

35

15

20

Раздел
1.
Исследование,
исследовательская деятельность,
исследовательский проект. Этапы
исследования

№ п/п

Название раздела
программы

Тема занятия

Форма и организация
учебных занятий и
основные виды
деятельности
учащихся

1

Раздел
1.
Исследование,
исследовательская
деятельность,
исследовательский
проект.
Этапы
исследования
(6 ч.)

Тема
1.
Основные
понятия,
применяемые в исследовательской
деятельности.
Виды исследовательских работ.

Научно-исследовательская
и проектная деятельность:
понятие, возможности,
перспективы. Кто такие
исследователи? Цели и
задачи исследовательской
работы. Сущность
исследовательской
деятельности.
Учебно-исследовательская
культура, её освоение.
Формы исследовательской
работы.
Исследовательский проект.
Приёмы исследовательской
деятельности. Такие
разные вопросы. Полезные
вопросы. Обсуждение и
тренировка техники
полезных вопросов.
Учебно-исследовательская
культура, её освоение.
Формы исследовательской
работы.
Исследовательский проект.
Справочная литература.
Как работать со
справочной литературой.

Тема 2. Этапы исследования

Тема 3. Учимся задавать вопросы и
выдвигать гипотезы

Тема 4. Постановка проблемы,
выбор темы исследования,
формулировка цели и задач
2

3

Раздел 2.
Информация.
Источники
информации. Работа
с
информационными
источниками.
(2 ч.)
Раздел 3. Методы
исследовательской
деятельности.
(13 ч.)

Тема 5. Информация. Источники
информации. Работа с
информационными источниками

Тема 6. Эмпирические методы Учебное и научное
исследования.Измерение, сравнение исследование. Прогноз и
факт.

Тема 7. Наблюдение

Тема 8. Эксперимент

Наблюдение, опыт,
эксперимент. Подготовка
материалов для
эксперимента.
Проведение эксперимента.
Составление таблицы
результатов эксперимента.
Заполнение таблицы
результатов эксперимента.
Анализ результатов
эксперимента. Ответ на
вопрос: подтвердилась ли
гипотеза Формулировка
вывода.

4

Тема 9. Общие методы
исследования. Анализ, синтез,
абстрагирование, индукция и
дедукция

Тема 10. Методы моделирования
проекта

Тема 11. Методы статистической
обработки информации

4

Раздел 4. Правила
оформления
исследовательской
работы
(2ч.)

Тема 12. Структура
исследовательской работы. Общие
правила оформления текста
исследовательских работ

5

Раздел 5. Формы
представления
исследовательских
работ
(8ч.)

Тема 13. Формы представления
исследовательских работ. Буклет.
Структура и особенности подбора
информации

Тема 14. Мультимедийная
презентация. Структура и
особенности подбора информации

Практикум по выбору темы
исследовательской работы.
Определение цели, задач.
Выдвижение гипотезы.
Написание плана
исследовательской работы.
Знакомство с источниками
информации. Сбор
информации.
Основные понятия.
Исследование, проект. Что
важнее? Методы
исследования.
Теоретический метод
исследования.
Эмпирический метод
исследования.
Знакомство с источниками
информации. Сбор
информации.
Подготовка материалов.
Изучение работы
программы Autocad.
Практикум по созданию
простейшего чертежа в
программе Autocad.
Исследование, его
актуальность. Новизна
исследования. Выбор
направления, темы
исследования. Тема
исследования,
формулирование темы
исследования. Цель
исследования. Постановка
цели. Задачи исследования.
Постановка задач.
Объект, предмет, гипотеза
исследования. Проблемы и
гипотезы. Научная
гипотеза и её проверка.
Знакомство с
требованиями по
оформлению работы.
Набор текста работы на
компьютере
Редактирование текста
работы. Оформление
сносок и ссылок.
Опытноэкспериментальная
работа. Систематизация и
обобщение материала.
Формулировка
соответствующих выводов.
Выбор дизайна
презентации, медиа
оформления. Скачивание
фоновых мелодий,
картинок. Выделение
главной мысли текста,

5

Тема 15. Стенд. Подбор
информации, использование
наглядности

6

7

Раздел 6. Критерии
оценки
исследовательских
работ
(1ч.)
Раздел 7. Научнопрактические,
научноисследовательские
и другие выставки,
конференции,
конкурсы
(2ч.)

Тема 16. Критерии оценки
исследовательских работ,
мультимедийных презентаций,
стендов
Тема 17. Научно-практические,
научно-исследовательские и другие
выставки, конференции, конкурсы.
Мини-конференция

определение ключевых
слов. Написание
заголовков слайдов.
Вставка таблиц, картинок,
диаграмм и фоновых
мелодий в презентацию.
Редактирование
презентации. Репетиция
представления
исследовательской работы.
Основные понятия и
методы проектной
деятельности. Виды
исследовательских работ:
доклад, тезисы доклада,
стендовый доклад,
литературный обзор,
рецензия, научная статья,
научный отчет, реферат,
проект.
Знакомство с
требованиями по
оформлению и критериями
оценки работы.
Анализ выступления на
НПК. Выявление сильных
и слабых мест в
исследовательской работе.

Тематическое планирование программы «Юный исследователь»
№ п\п

Раздел, тема
Исследование, исследовательская деятельность,

Количество часов
6

исследовательский проект. Этапы исследования
1

Основные понятия, применяемые в исследовательской

1

деятельности. Виды исследовательских работ.
2

Этапы исследования

2

3

Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы

1

4

Постановка проблемы, выбор темы исследования,

2

формулировка цели и задач
Информация. Источники информации. Работа с

2

информационными источниками.
5

Информация. Источники информации.

1

6

Работа с информационными источниками

1

Методы исследовательской деятельности

13

6

7

Эмпирические методы исследования. Измерение,

3

сравнение
8

Наблюдение

2

9

Эксперимент

2

10

Общие методы исследования. Анализ, синтез,
абстрагирование, индукция и дедукция

3

11

Методы моделирования проекта

1

12

Методы статистической обработки информации

2

Правила оформления исследовательской работы

2

Структура исследовательской работы. Общие правила

2

13

оформления текста исследовательских работ

14

Формы представления исследовательских работ

8

Формы представления исследовательских работ. Буклет.

3

Структура и особенности подбора информации
15

Мультимедийная презентация. Структура и особенности

3

подбора информации
16

17

Стенд. Подбор информации, использование наглядности

2

Критерии оценки исследовательских работ

1

Критерии оценки исследовательских работ,

1

мультимедийных презентаций, стендов
Научно-практические, научно-исследовательские и

2

другие выставки, конференции, конкурсы
18

Научно-практические, научно-исследовательские и

2

другие выставки, конференции, конкурсы. Миниконференция

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».