Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ №12» от 28.08.2023 № 157 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» 5-9 класс Автор-составитель: Бычкова Маргарита Юрьевна Учитель русского языка и литературы первой категории Мариинск 2023 Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный исследователь». Обобщенный результат (компетенция) Характеристика проявления компетенции Личностные результаты Способность к смыслообразованию высокая учебная мотивация, стремление к познанию; умение определять свои образовательные интересы и потребности готовность и способность к самообразованию и саморазвитию; профессиональная ориентация и определение профессиональных предпочтений; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность Метапредметные результаты Компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий умение находить информацию в сети Интернет; умение представлять информацию с помощью информационнокоммуникационных устройств; владение умениями работать с учебной и внеучебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, исследование); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты Опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания умение применять теоретические знания для решения практических задач; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; умение анализировать, систематизировать и оцениватьинформацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательнуюценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; умение работать с письменными, изобразительными и вещественными источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся вних информацию; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием часов, форм организации и видов деятельности №п Название раздела, темы всего 6 Количество часов теория 4 Практика 2 Раздел 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками. 2 1 1 Раздел 3. Методы исследовательской деятельности. 13 6 7 Раздел 4. Правила оформления исследовательской работы 2 1 1 Раздел 5. Формы представления исследовательских работ 8 3 5 Раздел 6. Критерии оценки исследовательских работ 1 1 - Раздел 7. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы 2 - 2 Итого: 35 15 20 Раздел 1. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Этапы исследования № п/п Название раздела программы Тема занятия Форма и организация учебных занятий и основные виды деятельности учащихся 1 Раздел 1. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Этапы исследования (6 ч.) Тема 1. Основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ. Научно-исследовательская и проектная деятельность: понятие, возможности, перспективы. Кто такие исследователи? Цели и задачи исследовательской работы. Сущность исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская культура, её освоение. Формы исследовательской работы. Исследовательский проект. Приёмы исследовательской деятельности. Такие разные вопросы. Полезные вопросы. Обсуждение и тренировка техники полезных вопросов. Учебно-исследовательская культура, её освоение. Формы исследовательской работы. Исследовательский проект. Справочная литература. Как работать со справочной литературой. Тема 2. Этапы исследования Тема 3. Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы Тема 4. Постановка проблемы, выбор темы исследования, формулировка цели и задач 2 3 Раздел 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками. (2 ч.) Раздел 3. Методы исследовательской деятельности. (13 ч.) Тема 5. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками Тема 6. Эмпирические методы Учебное и научное исследования.Измерение, сравнение исследование. Прогноз и факт. Тема 7. Наблюдение Тема 8. Эксперимент Наблюдение, опыт, эксперимент. Подготовка материалов для эксперимента. Проведение эксперимента. Составление таблицы результатов эксперимента. Заполнение таблицы результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента. Ответ на вопрос: подтвердилась ли гипотеза Формулировка вывода. 4 Тема 9. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция Тема 10. Методы моделирования проекта Тема 11. Методы статистической обработки информации 4 Раздел 4. Правила оформления исследовательской работы (2ч.) Тема 12. Структура исследовательской работы. Общие правила оформления текста исследовательских работ 5 Раздел 5. Формы представления исследовательских работ (8ч.) Тема 13. Формы представления исследовательских работ. Буклет. Структура и особенности подбора информации Тема 14. Мультимедийная презентация. Структура и особенности подбора информации Практикум по выбору темы исследовательской работы. Определение цели, задач. Выдвижение гипотезы. Написание плана исследовательской работы. Знакомство с источниками информации. Сбор информации. Основные понятия. Исследование, проект. Что важнее? Методы исследования. Теоретический метод исследования. Эмпирический метод исследования. Знакомство с источниками информации. Сбор информации. Подготовка материалов. Изучение работы программы Autocad. Практикум по созданию простейшего чертежа в программе Autocad. Исследование, его актуальность. Новизна исследования. Выбор направления, темы исследования. Тема исследования, формулирование темы исследования. Цель исследования. Постановка цели. Задачи исследования. Постановка задач. Объект, предмет, гипотеза исследования. Проблемы и гипотезы. Научная гипотеза и её проверка. Знакомство с требованиями по оформлению работы. Набор текста работы на компьютере Редактирование текста работы. Оформление сносок и ссылок. Опытноэкспериментальная работа. Систематизация и обобщение материала. Формулировка соответствующих выводов. Выбор дизайна презентации, медиа оформления. Скачивание фоновых мелодий, картинок. Выделение главной мысли текста, 5 Тема 15. Стенд. Подбор информации, использование наглядности 6 7 Раздел 6. Критерии оценки исследовательских работ (1ч.) Раздел 7. Научнопрактические, научноисследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы (2ч.) Тема 16. Критерии оценки исследовательских работ, мультимедийных презентаций, стендов Тема 17. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы. Мини-конференция определение ключевых слов. Написание заголовков слайдов. Вставка таблиц, картинок, диаграмм и фоновых мелодий в презентацию. Редактирование презентации. Репетиция представления исследовательской работы. Основные понятия и методы проектной деятельности. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. Знакомство с требованиями по оформлению и критериями оценки работы. Анализ выступления на НПК. Выявление сильных и слабых мест в исследовательской работе. Тематическое планирование программы «Юный исследователь» № п\п Раздел, тема Исследование, исследовательская деятельность, Количество часов 6 исследовательский проект. Этапы исследования 1 Основные понятия, применяемые в исследовательской 1 деятельности. Виды исследовательских работ. 2 Этапы исследования 2 3 Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы 1 4 Постановка проблемы, выбор темы исследования, 2 формулировка цели и задач Информация. Источники информации. Работа с 2 информационными источниками. 5 Информация. Источники информации. 1 6 Работа с информационными источниками 1 Методы исследовательской деятельности 13 6 7 Эмпирические методы исследования. Измерение, 3 сравнение 8 Наблюдение 2 9 Эксперимент 2 10 Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция 3 11 Методы моделирования проекта 1 12 Методы статистической обработки информации 2 Правила оформления исследовательской работы 2 Структура исследовательской работы. Общие правила 2 13 оформления текста исследовательских работ 14 Формы представления исследовательских работ 8 Формы представления исследовательских работ. Буклет. 3 Структура и особенности подбора информации 15 Мультимедийная презентация. Структура и особенности 3 подбора информации 16 17 Стенд. Подбор информации, использование наглядности 2 Критерии оценки исследовательских работ 1 Критерии оценки исследовательских работ, 1 мультимедийных презентаций, стендов Научно-практические, научно-исследовательские и 2 другие выставки, конференции, конкурсы 18 Научно-практические, научно-исследовательские и 2 другие выставки, конференции, конкурсы. Миниконференция 7