Рабочая программа по внеурочной деятельность Мир профессий 5 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол № 1 от 28.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 28.08.2023 № 157

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир профессий»
5 класс
на 2023-2024 учебный год

Составитель Шергина С.А., учитель ИЗО, технологии

Мариинск 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для обучающихся 5 классов
составлена на основе
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №
273-ФЗ с изменениями и дополнениями;
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 года № 287 для
ООО;
•
Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Профориентация»
основного общего образования одобренной Решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол 5/22 от 25.08.2022 г.);
•
Санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
•
Письмо Минпросвещения РФ от 5.07.2022 № ТВ-1290/03 об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» включает:
- пояснительную записку
- содержание учебного предмета
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
- тематическое планирование.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Мир профессий»: формирование готовности
обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом
личностных особенностей и возможностей рынка труда, формирование профориентационных
компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на
протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.
Место курса внеурочной деятельности «Мир профессий» в учебном плане.
На изучение курса внеурочной деятельности «Мир профессий» в 5 классе отведено 34 учебных
часа, по 1 часу в неделю.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий» на уровне
основного общего образования составлено с учетом программы воспитания и содержит следующие
разделы:Раздел 1. «Кем быть»
Раздел 2. «Я и мир профессий»
Раздел 3. «Мечтать не вредно»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» (далее Рабочая программа)
для обучающихся 5 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной
в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
указывает, что профориентационная работа является неотъемлемой частью программы воспитания и
социализации школьников. В соответствии с ФГОС ООО выпускник основной школы должен обладать
следующими качествами: «…формирование ответственного отношения к учению, способности к
самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий». Школа должна выпускать ученика
«…ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для
человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Формирование у школьников
мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся
сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответствие выбираемой
сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям
(интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала
профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений. И начинать такую
деятельность необходимо как можно раньше.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Мир профессий» – формирование готовности
обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом
личностных особенностей и возможностей рынка труда, формирование профориентационных
компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на
протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.
Задачи, решение которых необходимо для достижения цели:
✓ развитие познавательного интереса учащихся к вопросам выбора профиляобучения и профессии;
✓ формирование общественной активности личности;
✓ формирование компетенций, связанных с построением профессиональных образовательных
маршрутов;
✓ применение полученных теоретических знаний на практике; освоение новых направлений и форм
профориентации;
✓ получение опыта практической деятельности учащихся для осознанного профессионального
самоопределения;
✓ формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды и
рынка труда. формирование готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к
профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка
труда, формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения
практико- ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с
профессиональной ориентацией и социализацией.
Место курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5
классов. На изучение курса внеурочной деятельности «Мир профессий» в 5 классе отведено 34учебных
часа, по 1 часу в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Раздел 1. «Кем быть» 3 ч.
Раздел познакомит обучающихся с тематикой занятий, будет формировать эмоциональнопозитивный настрой на профориентацию, уважение к труду членов семьи и людей различных профессий
Обучающиеся познакомятся с содержанием различных профессий, научатся объединятьпрофессии и
профессиональные принадлежности; познакомятся с литературными произведениями, пословицами и
поговорками о труде, познакомятся с фразеологическими оборотами о безделье и трудолюбии. В
процессе обучения будут созданы условия для самоанализа и группового обсуждения обучающихся по
профессиональному самоопределению.
Раздел 2. «Я и мир профессий» 9 ч.
Раздел ориентирован на общее представление о возможностях человека при выборе профессии, в
том числе качествах личности, необходимых для успешности профессиональной деятельности, чертах
характера, отличающих успешного специалиста в любой области. Обучающиеся познакомятся с
личностными эмоциональными проявлениями, склонностями, способностями. Раздел посвящен
знакомству с трудовой родословной семьи обучающегося. Созданы условия для закрепления позитивной
установки к занятиям, расширения кругозора проф. деятельности, повышения уровня осознания
обучающимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного
специалиста. Обучающиеся рассмотрят ошибки, которые совершают люди при выборе профессии,
получат советы, как избежать их в собственной жизни. Рассмотрят идею необходимости учета фактора
здоровья при выборе профессии, основные медицинские противопоказания к группам профессий.
Раздел 3. «Мечтать не вредно» 22 ч.
В процессе образовательной деятельности обучающиеся получат возможность для формирования
умения соотнести свое хобби и будущую проф. деятельность; условия для самооценки достоинств и
ограничений для выбранной деятельности; соотнесения профессиональных функций, продуктов труда,
инструментов деятельности с профессией. Получат план самопрезентации; ознакомятся с понятием
резюме. Соберут портфолио, посвященное проф. самоопределению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных,метапредметных и предметных результатов.
Результатом обучения по программе должны стать:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать:
1)
воспитание российской гражданской идентичности;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию н4а основе мотивации к обучению и познанию,
формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное многообразие
современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.\

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельностидолжны отражать:
универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные икоммуникативные.
Регулятивные:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; 3) овладение навыками смыслового чтения.
Коммуникативные:
1)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов;
2)
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельностидолжны
отражать:
1)
ориентация в мире профессий;
2)
ориентация в цепочке «хочу»-«могу»-«надо», формула выбора профессии;
3)
выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности;
4)
соотнесение интересов и способностей с миром профессий.Учащийся научится:
✓ исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание,
объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов. Учащийся получит
возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия,
связанные с решением практико-ориентированных задач;
✓ целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
✓ осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненных работ;
Личностные качества, которые развиваются в результате обучения по программе:
самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь,
толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Виды
п/п программы
теория
практика всего деятельности

Виды, формы
контроля

1

Раздел 1. «Кем быть» – 3ч.

1,5

1,5

3

Круглый стол,
Устный опрос,
презентации
анкетирование
профессий,
интервью,
встречи с
представителями
разных
профессий,
экскурсии,
диагностика
, проф.
пробы

2

Раздел 2. «Я и мир
профессий»-

4,5

4,5

9

Круглый стол,
Устный опрос,
презентации
анкетирование
профессий,
интервью,
встречи с
представителями
разных
профессий,
экскурсии,
диагностика
, проф.
пробы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://atlas100.ru/
https://careertest.ru/
https://navigatum.ru/
https://moeobrazovanie
https://smartia.me/skills/.
https://profilum.ru/.
https://proektoria.online/for
https://засобой.рф/.
https://proforientator.ru
https://new.smart-course.ru/
https://proekt-pro.ru/
http://proftime.edu.ru/
http://profvibor.ru/
https://proforientation.ru/
http://metodkabi.net.ru/.
https://www.profguide.io/.
https://onlinetestpad.com/ru.
https://www.ucheba.ru/pr
https://prof-test24.ru/.
https://paramult.ru/.
http://atlas100.ru/
https://careertest.ru/
https://navigatum.ru/
https://moeobrazovanie
https://smartia.me/skills/.
https://profilum.ru/.
https://proektoria.online/for
https://засобой.рф/.
https://proforientator.ru
https://new.smart-course.ru/
https://proekt-pro.ru/
http://proftime.edu.ru/
http://profvibor.ru/
https://proforientation.ru/
http://metodkabi.net.ru/.
https://www.profguide.io/.
https://onlinetestpad.com/ru.

Раздел 3. «Мечтать не вредно» 10
- 22 ч.

12

22

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 16
ПО ПРОГРАММЕ

18

34

3

ЧГ

Круглый
2,4,6,7,8
стол,
презентации
профессий,
интервью,
встречи с
представите
лями разных
профессий,
экскурсии,
диагностика
, проф.
пробы

Устный опрос,
анкетирование

https://www.ucheba.ru/pr
https://prof-test24.ru/.
https://paramult.ru/.
http://atlas100.ru/
https://careertest.ru/
https://navigatum.ru/
https://moeobrazovanie
https://smartia.me/skills/.
https://profilum.ru/.
https://proektoria.online/for
https://засобой.рф/.
https://proforientator.ru
https://new.smart-course.ru/
https://proekt-pro.ru/
http://proftime.edu.ru/
http://profvibor.ru/
https://proforientation.ru/
http://metodkabi.net.ru/.
https://www.profguide.io/.
https://onlinetestpad.com/ru.
https://www.ucheba.ru/pr
https://prof-test24.ru/.
https://paramult.ru/.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Раздел 1. «Кем быть» – 3 ч.
1
Вводное занятие
2
Многообразие
профессий мира

Количество часов
теория практика

всего

Дата
факт

0,5

0,5

1

06.09.2023
13.09.2023

0,5

1

20.09.2023

0,5

1

27.09.2023

0,5

1

04.10.2023

Профессии моего
0,5
города
4
Профессии моих
0,5
родителей
Раздел 2. «Я и мир профессий»-9 ч .
5
«Профессии моих
0,5
родителей»
3

Дата
план

Виды, формы
Дискуссия
Просмотр
презентации,
отгадывание загадок
Просмотр,
Презентации, беседа
Круглый стол,
беседа
Написание
сочинениярассуждения
Составляем список
профессий,
выбираем
профессию, готовим
вопросы для
интервью
Знакомство с
содержанием
профессии.
Интервью
(профессиональноважные качества,
риски профессии),
фоторепортаж.
Проблемная
ситуация: какими
должны быть
учитель,
воспитатель?
Экскурсия в
библиотеку,
интервью
Встреча с юристом
Круглый стол.
Дискуссия. Другие
профессии школы.
Краткая
характеристика
Профессий
Викторина,
презентация

6

Профессии школы

0,5

0,5

1

11.10.2023

7

Профессия
«повар».
Экскурсия в
столовую

0,5

0,5

1

18.10.2023

8

Профессии
«воспитатель»,
«учитель»

0,5

0,5

1

25.10.2023

10

Профессия
«библиотекарь»

0,5

0,5

1

08.11.2023

11
12

Профессия «юрист»
Профессии школы.

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

15.11.2023
22.11.2023

13

«Что мы узнали»

0,5

0,5

1

29.11.2023

Раздел 3. «Мечтать не вредно» - 22 ч.
14
Профессии сферы
0,5
0,5
услуг

1

06.12.2023

Просмотр
презентации, беседа
Встреча-интервью, с
работниками музея
История профессии;

15

Экскурсия в музей

0,5

0,5

1

13.12.2023

16

«Я б в спасатели

0,5

0,5

19

20.12.2023

пошел, пусть меня
научат». Профессия
«спасатель»,
«пожарный»

Экскурсия в часть
пожарную
Мир интересных
профессий

0,5

0,5

1

27.12.2023

0,5

0,5

1

10.01.2024

19

«Почему нравится
профессия»

0,5

0,5

1

17.01.2024

20

Профессия
«художник»
Игротека «Угадай
профессию»

0,5

0,5

1

24.01.2024

0,5

0,5

1

31.01.2024

22

Встреча с родителями

0,5

0,5

1

07.02.2024

23

Экскурсия в
кабинеты
администрации
школы

0,5

0,5

1

14.02.2024

24

Профессия «врач»

0,5

0,5

1

21.02.2024

25

Экскурсия в магазин.
Профессия
«продавец»

0,5

0,5

1

28.02.2024

26

Профессия
«полицейский»

0,5

0,5

1

07.03.2024

27,

Театральные

1

1

210

14.03.2024

17
18

21

краткая
характеристика
профессии;
профессиональноважные
качества, риски
профессии
Фоторепортаж,
интервью
Необычные
профессии.
Просмотр
презентации, беседа
Написание
сочинениярассуждения
Презентация
профессии
Анаграммы, ребусы,
викторина
Пресс-конференция
с родителями на
тему «Чем
Интересна ваша
профессия?»
Люди каких
специальностей
работают в
Администрации
города, чем они
занимаются?
Интервью,
фоторепортаж
Пресс-конференция
со школьной
медсестрой.
Профессиональноважные качества,
риск профессии.
Оказание I
медицинской
помощи
Интервью. Краткая
характеристика
профессии;
профессиональноважные
качества.
Фоторепортаж.
Презентация
профессии,
профессиональноважные качества,
риски профессии.
Презентация

профессии
Профессиональный
турнир
«Кем я хочу стать?»

0,5

0,5

1

1

1

2

3234

«Экскурс в мир
профессий»

0,5

1,5

25.04.2024
16.05.2024

3234

«Экскурс в мир
профессий»

0,5

1,5

23.05.2024
24.05.2024

17

18

28
29
30,
31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

21.03.2024
04.04.2024

профессии
Урок-игра

11.04.2024
18.04.2024

Беседа. Составление
плана рассказа,
презентации:
История профессии.
Краткая
характеристика
профессии
Профессиональноважные качества.
Риски профессии
Подготовка к
занятию.
Проведение
игрового
Занятия
Подготовка к
занятию.
Проведение
игрового
Занятия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Примерная
рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Профориентация»(основное общее образование), Москва, 2022 г.
2.
Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8 — 9 классов : учеб.пособие
/ Г. В. Резапкина. — М. : Образовательно издательский центр «Академия», ОАО
«Московские учебники», 2012. — 112 с. — (Серия «Профессиональная ориентация»).
3. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2.
4. https://infourok.ru/
5. https://urok.1sept.ru/articles/581529.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Плакаты, иллюстрации
2. Бумажно-печатная продукция
3. Мебель
4. Комплекты таблиц, демонстрирующих написание, разбор слов на иностранном языке
5. Языковые портфели и словари-переводчики
6. Универсальные портативные компьютеры
7. Экран настенный
8. Акустические системы
9. Маркерная доска
10. Проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Плакаты, иллюстрации
2. Бумажно-печатная продукция
3. Экран настенный
4. Акустические системы
5. Проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».