Рабочая программа по внеурочной деятельность Мир информатики 8 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол № 1 от 28.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 28.08.2023 № 157

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир информатики»
8 класс
на 2023-2024 учебный год

Составитель Шергина С.А., учитель информатики

Мариинск 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир информатики» для 8 классов
составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования,
основной Образовательной программы МБОУ ООШ №12 , учебного плана на 2023-2024 учебный
год
Программа внеурочной деятельности способствует развитию творческих способностей,
логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования,
расширению общего кругозора учащихся. Кроме того, данный курс поможет учащимся,
планирующим выбрать предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит
изучение других языков программирования.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта
основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по
информатике.
Задачи занятий:
- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
- формирование у учащихся умений работы с тестами;
- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной
учебно-познавательной деятельности.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в
области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём
учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.
При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на
развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы
рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению
реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными
метода ми, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в
форме ОГЭ.
Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов
для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий,
перечень рекомендуемой литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых
разбирается совместно с учителем.
1.

2.

Общая характеристика курса

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь
стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и
программных средств вычислительной техники.
Учащиеся встают перед выбором будущего профессионального образования. Те, которые «видят»
себя в технической сфере деятельности, еще в школе задумываются о сдаче ОГЭ и ЕГЭ по
предметам естественно-научного цикла, включая Информатику и ИКТ. Так как этот предмет
является предметом по выбору, то и учащиеся к этому выбору относятся более осознанно.
Курс разработан на основе требований к уровню подготовки учащихся 9 классов
общеобразовательных учреждений для ОГЭ по информатике и ИКТ, спецификации контрольных
измерительных материалов ОГЭ.
Программа направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, на
тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ, а также на
предварительную психологическую подготовку учащихся. Это позволит учащимся сформировать
положительное отношение к ОГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного
повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ОГЭ.

Новизна программы основана на раннем и более глубоком изучении азов информатики и ИКТ. Пр ограмма предполагает раннее знакомство
учащихся с основными понятиями, используемыми в информатике и ИКТ Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы
показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого
результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.
3.

Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный курс «Мир информатики» в 8 классе реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками
образовательного процесса. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (два занятия в неделю по 40 мин). Форма реализации —
внеурочная деятельность.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная (самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков,
развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности), групповая (взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства
ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования), парная.
Система оценивания – безотметочная. Оценивание достижений будет проходить через создание обучающимся индивидуального
портфолио, что позволит отметить индивидуальные особенности, склонности и дарования.
Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:
•
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
•
понимание роли информационных процессов в современном мире;
•
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
•
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики
и ИКТ;
•
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
•
владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
•
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
•
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать ин- формацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
•
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств ин- формационных и коммуникационных технологий
для сбора, хранения, преобразования и пере- дачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и органи- зация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя:
•
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
•
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и
циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этикии права.
5.

Содержание программы внеурочной деятельности

Введение (2 часов). Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места. Создание текстовых документов на
компьютере. Оформление реферативной работы. Создание мультимедийной презентации.
Информация и информационные процессы (4 часов). Формализация описания различных объектов и процессов, моделирование объектов и
процессов. Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных
тесто в. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. Информация в
компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией Файлы и файловые структуры.
Обработка текстовой информации Решение задач по теме «Оценка количественных параметров текстовых документов».

Моделирование и формализация (6 часов). Знаковые модели. Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из
демонстрационных тестов. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Математические основы информатики (4 часов). Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную
систему счисления. Разбор заданий с краткой формо й ответа из демонстрационных тестов. Системы счисления: перевод из десятичной
системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.
Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. Логические выражения. Разбор заданий с
краткой формой ответа из демонстрационных тестов.
Основы алгоритмизации (10 часов). Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. Процесс передачи информации.
Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. Обработка информации.
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Проектирование и моделирование (2 часов). Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. Кумир. Робот. Разбор
заданий из демонстрационных тестов. Кумир. Робот. Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (4 часов). Таблица как средство моделирования. Математические формулы.
Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. Таблица как
средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных
тестов.
Репетиционный экзамен (4 часа). Репетиционный экзамен в формате ГИА. Анализ результатов репетиционного экзамена.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Дата

№ урока

Наименование раздела
программы

Введение

Информация и
информационные
процессы

Компьютер как
универсальное устройс
тво для работы с инфор
мацией
Обработка текстовой и
нформации
Моделирование и форм
ализация

Тема урока
Этап проектной или исследовательской деятельности

Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места.
Создание текстовых документов на компьютере
Оформление реферативной работы
Создание мультимедийной презентации
Формализация описания различных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Измерение информации. Единицы измерения количе-ства
информации. Разбор заданий с выбором ответа
из демонстрационных тестов.
Единицы измерения количества информации. Разбор
заданий с краткой формой ответа из демонстрацион-ных
тестов.
Информация в компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Файлы и файловые структуры

Решение задач по теме «Оценка количественных параметров текстовых документов»
Знаковые модели
Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с
выбором ответа из демонстрационных тестов.
Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Математические основ Системы счисления: перевод из десятичной системы
ы информатики
счисления, перевод в десятичную систему счисления.

Форма занятий обучающихся

Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок

Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок

Комбинированный урок

Основы
алгоритмизации

Проектирование и
моделирование

Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.
Системы счисления: перевод из десятичной системы
счисления, перевод в десятичную систему счисления.
Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.
Логические выражения. Разбор заданий с краткой
формой ответа из демонстрационных тестов.
Логические выражения. Разбор заданий с краткой
формой ответа из демонстрационных тестов.
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных
тестов.
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных
тестов.
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных
тестов.
Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой
формой ответа из демонстрационных тестов.
Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой
формой ответа из демонстрационных тестов.
Обработка информации. Алгоритм, способы записи
алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.
Кумир. Робот. Разбор заданий из демонстрационных

Комбинированный урок

Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок

тестов.
Кумир. Робот. Разбор заданий из демонстрационных
тестов.
Таблица как средство моделирования. МатематичеОбработка числовой
информации в электронных ские формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором
таблицах
ответа из демонстрационных тестов.
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.
Репетиционный экзамен в формате ГИА.
Репетиционный
Анализ результатов репетиционного экзамена.
экзамен

Комбинированный урок
Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок
Комбинированный урок

Учебно-методическое обеспечение
1. Литература для педагога:
Ушаков Д.М. Информатика: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. – М.: Издательство АСТ, 2020
Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. Босова Л.Л., Босова А.Ю. .– М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Программы внеурочной деятельности для основной школы. 7-9 классы. Цветкова М.С.,
Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Литература для учащихся:
1. Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. М.: Ч.1-2016 - 96с.;
Ч.2-2017 - 96с.
2. Информатика. 9 класс. Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2017.
Интернет-ресурсы:
 https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm
 http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
 http://www.klyaksa.net/
 http://www.metod-kopilka.ru/
 http://www.openclass.ru/node/128/
 http://ftl1.ru/udalova-tl.html
 https://inf-oge.sdamgia.ru/
 http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
2. Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для
школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в
Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
 процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
 оперативная память – не менее 256 Мб;
 жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
 жёсткий диск – не менее 80 Гб;
 клавиатура;
 мышь;
 устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
 аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).Кроме того в кабинете
информатики должны быть:
 принтер на рабочем месте учителя;
 проектор на рабочем месте учителя;
 сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение:
 текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или
OpenOffice.org Writer);
 табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
 средства для работы с базами данных (Access или OpenOffice.org Base);
 графический редактор Gimp (http://gimp.org);
 редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
6.

 среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
 среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET
(http://pascalabc.net);
и другие свободно распространяемые программные средства.
8. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
• процедуру контроля в формате ОГЭ;
• структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
• назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
Учащиеся должны уметь:
• работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
• эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
• правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».