Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия - мои горизонты 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Россия – мои горизонты»
(7 класс)
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Мастаева Луиза Адрашидовна
учитель музыки

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя Россия – мои
горизонты», составлена на основе:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской˘ Федерации»,
– Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ
ребенка в Российской Федерации»,
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,
– Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее
– ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 370,
– Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее
– ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18 мая 2023 г. № 371,
– Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05),
– Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума
для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации
от
01
июня
2023
г.
№
АБ-2324/05).
Актуальность и назначение программы
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025
года
одним
из
направлений
является
трудовое
воспитание и
профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания
у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия
профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой
деятельности для осмысленного выбора профессии».
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и
систематической профориентационной работы для обучающихся 7 классов на основе
апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее».
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора
профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с
отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и
этнокультурными
особенностями
народов
Российской
Федерации,
профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о
развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с
системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание
условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде
и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

Содержание программы учитывает системную модель содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного
и
диагностико-консультативного
подходов
к
формированию
готовности
к
профессиональному самоопределению.
Программа обеспечивает информированность обучающихся об особенностях
различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся
потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном
уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему
мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 7 классов.
Задачи:
– содействие профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций;
– формирование рекомендаций для обучающихся по построению
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
– информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
– формирование у обучающихся навыков и умений карьерной
грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов
карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно
значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды
профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся
компетенций и возможностей среды;
– формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного
и среднего общего образования и состоит из:
- планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
- содержания курса внеурочной деятельности,
- тематического планирования.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных
задач для обучающихся 7 класса.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 7 классов
основного общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно).
Программа состоит из профориентационных занятий, посвященных изучению
отраслей экономики, профориентационных диагностик (диагностика склонностей,
диагностика ГПС, диагностика способностей, личностных особенностей и др);

рефлексивных занятий, моделирующих онлайн-профпроб в контентноинформационный комплекс «Конструктор будущего» на базе Платформы.
Программа реализуется в течение одного учебного года со школьниками 7
классов, занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение учебного года в периоды:
сентябрь – декабрь, январь – май.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 КЛАСС
№

Раздел (тема)

Содержание

1.

Тема 1. Вводный урок «Моя
Россия – мои горизонты»
(обзор отраслей
экономического развития
РФ – счастье в труде) (1 час)

Россия – страна безграничных возможностей и
профессионального развития. Культура труда,
связь выбора профессии с персональным
счастьем и экономикой страны. Познавательные
цифры и факты об отраслях экономического
развития, профессиональных навыков и качеств,
востребованных в будущем. Формирование
представлений о развитии и достижениях
страны в следующих сферах: медицина и
здоровье; архитектура и строительство;
информационные технологии; промышленность
и добыча полезных ископаемых; сельское
хозяйство; транспорт и логистика; наука и
образование; безопасность; креативные
технологии; сервис и торговля;
предпринимательство и финансы.

2.

Тема 2. Тематический
профориентационный урок
«Открой своѐ будущее»
(введение в
профориентацию) (1 час)

В 7 классе: тематическое содержание занятия
предполагает знакомство с различными
профессиональными средами и профессиями
через проектную деятельность.
Информирование обучающихся о разнообразии
сред и современных профессий: формирование
представлений о взаимосвязи деятельности
различных специалистов при достижении
общего результата, решение проектных заданий
с профориентационным компонентом, работа в
школьных проектных командах для поиска и
презентации проектных решений.
Обучающимся предстоит предложить
проектные решения по тематическим
направлениями виртуального города профессий
«Профиград»: выбрать проблему для решения,
сформировать проектную задачу, сформировать
команду профессионалов из разных профессий,
предложить и презентовать решение.

3.

Тема 3.
Профориентационная
диагностика № 1 «Мой
профиль» и разбор
результатов (1 час)

Профориентационная диагностика
обучающихся на интернет-платформе
profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных
участников) позволяет определить требуемый
объем профориентационной помощи и
сформировать дальнейшую индивидуальную
траекторию участия в программе
профориентационной работы.

4.

Тема 4.
Профориентационное
занятие «Система
образования России»
(дополнительное
образование, уровни
профессионального
образования, стратегии
поступления) (1 час)

В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с
системой общего образования РФ и понятием
«дополнительное образование для
школьников», обсуждают значение и
возможности, которые дает образование
каждому человеку, учатся подбирать
дополнительное образование для решения
разных задач, в том числе для подготовки к
будущему профессиональному выбору.

5

Тема 5.
Профориентационное
занятие «Пробую
профессию в сфере науки и
образования» (1 час)

Профессиональная проба по профессии учителя,
приуроченная к Году педагога и наставника, в
рамках которой обучающимся необходимо
пройти последовательность этапов8:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

6

Тема 6.
Профориентационное
занятие «Россия в деле»
(часть 1) (на выбор:
импортозамещение,
авиастроение,
судовождение,
судостроение, лесная
промышленность) (1 час)

Просвещение обучающихся и формирование
познавательного интереса к выбору профессий в
современной экономике нашей страны.
Демонстрация перечня технологических ниш,
в котором российские научно-технические
достижения активно внедряются в
технологические отрасли реального сектора
экономики, и со временем результат этой работы
займет достойное место не только на
российском, нои мировом рынке, формируя
устойчивый тренд: российские технологии – это
качество – безопасность – эффективность. В
рамках занятия предложены следующие отрасли
и тематики на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение,
лесная промышленность.

7

Тема 7.
Профориентационное
занятие «Россия
промышленная: узнаю
достижения страны в сфере
промышленности и
производства» (тяжелая
промышленность, добыча и
переработка сырья) (1 час)

Популяризация и просвещение
обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере промышленности
и производственных технологий. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами
и специалистами в области промышленной и
смежных технологий. Повышение
информированности о достижениях и
перспективах развития промышленности,
направленное на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в
области промышленности и смежных отраслей.
Профессиональная проба по профессии в
сфере промышленности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

8

Тема 8.
Профориентационное
занятие «Пробую
профессию в сфере
промышленности»
(моделирующая онлайнпроба на платформе проекта
«Билет в будущее» по
профессиям на выбор:
металлург, специалист по
аддитивным технологиям и
др.) (1 час)

9

Тема 9.
Профориентационное занятие
«Россия цифровая: узнаю
достижения страны в области
цифровых технологий»
(информационные технологии,
искусственный интеллект,
робототехника) (1 час)

Популяризация и просвещение обучающихся на
основе знакомства с достижениями страны в
сфере цифровых технологий. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами
и специалистами в области сквозных цифровых
технологий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития
цифровизации, направленной на решение
важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о профессиях и современном
рынке труда в области цифровой экономики и
смежных отраслей.

10

Тема 10. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
области цифровых технологий»
(1 час)

Профессиональная проба по профессии в сфере
цифровых технологий, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

11

Тема 11. Профориентационное
занятие «Россия в деле» (часть
2) (на выбор: медицина,
реабилитация, генетика) (1 час)

Просвещение обучающихся и формирование
познавательного интереса к выбору профессий в
современной экономике нашей страны.
Демонстрация перечня технологических ниш, в
котором российские научно-технические
достижения активно внедряются в
технологические отрасли реального сектора
экономики и со временем результат этой работы
займет достойное место не только на
российском, нои мировом рынке, формируя
устойчивый тренд: российские технологии – это
качество – безопасность – эффективность. В
рамках занятия предложены следующие отрасли
и тематики на выбор: медицина, реабилитация,
генетика.
Популяризация и просвещение обучающихся на
основе знакомства с достижениями страны в
сфере инженерного дела. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области инженерной и
инжиниринговой деятельности. Повышение
информированности о достижениях и
перспективах развития инженерного дела,
направленного на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в
области инженерной деятельности и смежных
отраслей.

12

Тема 12. Профориентационное
занятие «Россия инженерная:
узнаю достижения страны в
области инженерного дела»
(машиностроение, транспорт,
строительство) (1 час)

13

Тема 13. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере» (1 час)

Профессиональная проба по профессии в сфере
инженерного дела (инженерии),в рамках
которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

14

Тема 14. Профориентационное
занятие «Государственное
управление и общественная
безопасность» (федеральная
государственная, военная и
правоохранительная службы,
особенности работы и
профессии в этих службах) (1
час)

В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с
основными функциями государства и
государственными органами, которые
ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «военнослужащий»,
видами войск РФ и примерами профессий,
имеющих отношение к военному делу; узнают о
возможностях и ограничениях работы в
госструктурах, в частности, об особенностях
военной службы:наличие рисков для жизни и
здоровья, льгот при поступлении в учебные
заведения, возможностей предоставления
служебного жилья и др.

15

Тема 15. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере управления и
безопасности (1 час)

Профессиональная проба по профессии в сфере
управления и безопасности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

16

Тема 16. Профориентационное
занятие-рефлексия «Моѐ
будущее – моя страна» (1 час)

Разбор и обсуждение полученного опыта в
рамках серии профориентационны хзанятий.
Постановка образовательных и карьерных
целей. Формирование планов образовательных
шагов и формулирование карьерной траектории
развития. Развитие проектного мышления,
рефлексивного сознания обучающихся,
осмысление значимости
собственных

17

Тема 17. Профориентационное
занятие «Россия плодородная:
узнаю о достижениях
агропромышленного комплекса
страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)

Популяризация и просвещение обучающихся на
основе знакомства с достижениями страны в
сфере агропромышленного комплекса (АПК) и
сельского хозяйства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области сельского хозяйства и
смежных технологий. Повышение
информированности о достижениях и
перспективах развития АПК, направленного на
решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области экономики
сельского хозяйства и смежных отраслей.

18

Тема 18. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
аграрной сфере» (1 час)

Профессиональная проба по профессии в
аграрной сфере, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

19

Тема 19. Профориентационное
занятие «Россия здоровая:
узнаю достижения страны в
области медицины и
здравоохранения» (сфера
здравоохранения, фармацевтика
и биотехнологии) (1 час)

Популяризация и просвещение обучающихся на
основе знакомства с достижениями страны в
сфере медицины и здравоохранения.
Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в
области современной медицины и смежных
технологий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития
здравоохранения, направленного на решение
важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о профессиях и современном
рынке труда в области медицины и смежных
отраслей.

20

Тема 20. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
области медицины» (1 час)

Профессиональная проба по профессии в сфере
медицины, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

21

Тема 21. Профориентационное
занятие «Россия добрая: узнаю
о профессиях на благо
общества» (сфера социального
развития, туризма и
гостеприимства) (1 час)

Популяризация и просвещение обучающихся на
основе знакомства с достижениями страны в
сфере социального развития, туризма и
гостеприимства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области социальноэкономического развития. Повышение
информированности о достижениях и
перспективах развития социальной сферы,
направленной на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в
области социальной сферы и смежных отраслей.

22

Тема 22. Профориентационное
занятие «Пробую профессию на
благо общества» (1 час)

Профессиональная проба в социальной сфере, в
рамках которой обучающимся необходимо
пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

23

Тема 23. Профориентационное
занятие «Россия креативная:
узнаю творческие профессии»
(сфера культуры и искусства) (1
час)

Популяризация и просвещение
обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере культуры и
искусства. Знакомство на основе видеосюжетов
и интервью с экспертами и специалистами в
области креативной экономике и творческих
индустрий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития
креативного сектора экономики, направленных
на решение важнейших задач развития общества
и страны. Информирование о творческих
профессиях, современном рынке труда в данной
области и смежных отраслей.

24

Тема 24. Профориентационное
занятие «Пробую творческую
профессию» ( (1 час)

Профессиональная проба по профессии в сфере
творчества, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

25

Тема 25. Профориентационное
занятие «Один день в
профессии» (часть 1) (учитель,
актер, эколог) (1 час)

Формирование познавательного интереса у
обучающихся к вопросам профессионального
самоопределения на основе видеосюжетов с
известными для молодежи медийными
личностями – популярными блогерами,
артистами, ведущими,которые решили
воплотить свои детские мечты. В формате
реалити-шоу на занятии рассматриваются
следующие профессии (на выбор): учитель,
актер, эколог.

26

Тема 26. Профориентационное
занятие «Один день в
профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар)
(1 час)

Формирование познавательного интереса
у обучающихся к вопросам профессионального
самоопределения на основе видеосюжетов с
известными для молодежи медийными
личностями – популярными блогерами,
артистами, ведущими,которые решили
воплотить свои детские мечты. В формате
реалити-шоу на занятии рассматриваются
следующие профессии (на выбор): пожарный,
ветеринар, повар.

27

Тема 27. Профориентационный
сериал проекта «Билет в
будущее» (часть 1) (1 час)

Знакомство с профессиями из разных
профессиональных отраслей через интервью с
реальными представителями профессий –
героями первого профориентационного сериала
для школьников. Формирование
познавательного интереса к вопросам
профориентации на основе знакомства с личной
историей трудаи успеха героев сериала,
мотивация и практическая значимость на основе
жизненныхисторий. Каждая серия знакомит с
представителями разных сфер: медицина, IT,
медиа, бизнес, инженерное дело, различные
производства, наука и искусство.

28

Тема 28. Профориентационный
сериал проекта «Билет в
будущее» (часть 2) (1 час)

Знакомство с профессиями из разных
профессиональных отраслей через интервью с
реальными представителями профессий –
героями первого профориентационного сериала
для школьников. Каждая серия знакомит
обучающихся с личной историей труда и
успеха, мотивирует и несет в себе практическую
значимость. Каждая серия знакомит с
представителями разных сфер: медицина, IT,
медиа, бизнес, инженерное дело, различные
производства, наука и искусство.

29

Тема 29. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере» (1 час)

Профессиональная проба по профессии в сфере
инженерного дела (инженерии),в рамках
которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

30

Тема 30. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
цифровой сфере» (1 час)

31

Тема 31. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере промышленности» (1
час)

Погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач
специалистов из различных профессиональных
сред. Профессиональная проба по профессии в
цифровой сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап
Профессиональная проба по профессии в сфере
промышленности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап

32

Тема 32. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере медицины» (1 час)

33

Тема 33. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
креативной сфере» (1 час)

34

Тема 34. Профориентационное
занятие «Моѐ будущее – Моя
страна» (1 час)

Погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач
специалистов из различных профессиональных
сред. Профессиональная проба по профессии в
сфере медицины, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап
Погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач
специалистов из различных профессиональных
сред. Профессиональная проба по профессии в
креативной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной
областью.
Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап
Подведение итогов занятий по
профориентации с учетом приобретенного
опыта по профессиональным средам,
знакомству с рынком труда и отраслями
экономики, профессиями и требованиями к ним.
Развитие у обучающихся личностного смысла в
приобретении познавательного опыта и
интереса к профессиональной деятельности.
Формирование представления о собственных
интересах и возможностях, образа «Я» в
будущем. Построение дальнейших шагов в
области профессионального самоопределения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия

в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого.

В сфере овладения универсальными познавательными действиями:
- владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
- самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов.
В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы.
В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
- оценивать приобретенный опыт.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и
собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
В сфере эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
- стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
- стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.
В сфере
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной
жизнью;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

- осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
- осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
- владение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками
исследовательской деятельности
- в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
цели индивидуального и коллективного благополучия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

2

3
4

5
6
7

8
9

Наименование разделов и тем
программы

Вводный урок «Моя Россия – мои
горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ –
счастье в труде)
Тематический
профориентационный урок
«Открой своѐ будущее» (введение
в профориентацию)
Профориентационная
диагностика «Мой профиль» и
разбор результатов
Профориентационное занятие
«Система образования России»
(дополнительное образование,
уровни профессионального
образования,стратегии
поступления)
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в сфере
науки и образования»
Профориентационное занятие
«Россия в деле» (часть 1)
Профориентационное занятие
«Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере
промышленности и
производства»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в сфере
промышленности»
Профориентационное занятие
«Россия цифровая: узнаю

1

Всего

Количество часов
Контрольные Практические

Дата

Электонные ресурсы

profmin.bvbinfo.ru

profmin.bvbinfo.ru.

1

1

1

profmin.bvbinfo.ru

1

1

profmin.bvbinfo.ru

1

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1
1

1

profmin.bvbinfo.ru
profmin.bvbinfo.ru

достижения страны в области
цифровых технологий»
10
11
12

13
14
15
16
17

18
19

Профориентационное занятие
«Пробую профессию в области
цифровых технологий»
Профориентационное
занятие «Россия в деле» (часть
2)
Профориентационное
занятие «Россия
инженерная: узнаю
достижения страны в
области инженерного дела»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в
инженерной сфере»
Профориентационное занятие
«Государственное управление и
общественная безопасность»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в сфере
управления и безопасности»
Профориентационное
занятие-рефлексия
«Моѐ
будущее – моя страна»
Профориентационное занятие
«Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного
комплексастраны»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в аграрной
сфере»
Профориентационное занятие
«Россия здоровая: узнаю
достижения страны в области
медицины и здравоохранения»

1

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

1

1
1

profmin.bvbinfo.ru
profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1
1

1

profmin.bvbinfo.ru
profmin.bvbinfo.ru

20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Профориентационное
занятие «Пробую
профессию в области
медицины»
Профориентационное занятие
«Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию на
благо общества»
Профориентационное занятие
«Россия креативная: узнаю
творческие профессии»
Профориентационное занятие
«Пробую творческую профессию»
Профориентационное занятие
«Один день в профессии»(часть 1)
Профориентационное занятие
«Один день в профессии»(часть 2)
Профориентационный сериал
проекта «Билет в будущее»
Профориентационный сериал
проекта «Билет в будущее»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в
инженерной сфере»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в цифровой
сфере»
Профориентационное занятие
«Пробую профессию в сфере
промышленности»
Профориентационноезанятие
«Пробую профессию в
сфере медицины»

1

1

1
1

profmin.bvbinfo.ru
1

1
1

profmin.bvbinfo.ru

profmin.bvbinfo.ru
profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

profmin.bvbinfo.ru

1

1

profmin.bvbinfo.ru

1

1

profmin.bvbinfo.ru

1

1

profmin.bvbinfo.ru

1

1

profmin.bvbinfo.ru

33
34

Профориентационное занятие
«Пробую профессию в
креативной сфере»
Профориентационноезанятие
«Моѐ будущее – Моя страна»

Итого по программе

1

1

1
34

profmin.bvbinfo.ru
profmin.bvbinfo.ru

16

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема занятия

Кол-во часов

7 класс
Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде)
Тематический профориентационный урок
«Открой своѐ будущее» (введение в профориентацию)
Профориентационная диагностика «Мой профиль» и разбор
результатов
Профориентационное занятие «Система образования России»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
науки и образования»
Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1)
Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности»
Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю
достижения страны в области цифровых технологий»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий»
Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2)
Профориентационноезанятие «Россия инженерная: узнаю
достижения страны в области инженерного дела»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере»
Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность»
Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность»
Профориентационное занятие-рефлексия «Моѐ будущее – моя
страна»
Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного комплексастраны»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной
сфере»
Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю
достижения страны в области медицины и здравоохранения»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины»
Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества»
Профориентационное занятие «Пробую профессию на
благо общества»
Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю
творческие профессии»

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
Профориентационное занятие «Один день в профессии»(часть 1)
Профориентационное занятие «Один день в профессии»(часть 2)
Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в
цифровой сфере»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности»
Профориентационноезанятие «Пробую профессию в
сфере медицины»
Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной
сфере»
Профориентационноезанятие «Моѐ будущее – Моя страна»

Всего часов в 7 классе:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература:

1. Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской
Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05),
2. Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05).

Интернет ресурсы

1. Контентно - информационный комплекс «Конструктор будущего» на базе платформы
profmin.bvbinfo.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».