МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности « Россия – мои горизонты» (7 класс) на 2023-2024 учебный год Составитель: Мастаева Луиза Адрашидовна учитель музыки 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя Россия – мои горизонты», составлена на основе: – Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской˘ Федерации», – Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ ребенка в Российской Федерации», – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287, – Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, – Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370, – Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371, – Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05), – Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05). Актуальность и назначение программы В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 7 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Содержание программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению. Программа обеспечивает информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями. Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 7 классов. Задачи: – содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций; – формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; – информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ); – формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; – формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Место курса в плане внеурочной деятельности. Настоящая Программа является частью образовательных программ основного и среднего общего образования и состоит из: - планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности, - содержания курса внеурочной деятельности, - тематического планирования. Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач для обучающихся 7 класса. Программа может быть реализована в работе с обучающимися 7 классов основного общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно). Программа состоит из профориентационных занятий, посвященных изучению отраслей экономики, профориентационных диагностик (диагностика склонностей, диагностика ГПС, диагностика способностей, личностных особенностей и др); рефлексивных занятий, моделирующих онлайн-профпроб в контентноинформационный комплекс «Конструктор будущего» на базе Платформы. Программа реализуется в течение одного учебного года со школьниками 7 классов, занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение учебного года в периоды: сентябрь – декабрь, январь – май. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 КЛАСС № Раздел (тема) Содержание 1. Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы. 2. Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своѐ будущее» (введение в профориентацию) (1 час) В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с различными профессиональными средами и профессиями через проектную деятельность. Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных профессий: формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных специалистов при достижении общего результата, решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений. Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение. 3. Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. 4. Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час) В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для подготовки к будущему профессиональному выбору. 5 Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (1 час) Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов8: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 6 Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) (1 час) Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, нои мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность. 7 Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 8 Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) 9 Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей. 10 Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (1 час) Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 11 Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) (1 час) Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, нои мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика. Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей. 12 Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час) 13 Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (1 час) Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 14 Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час) В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами профессий, имеющих отношение к военному делу; узнают о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях военной службы:наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при поступлении в учебные заведения, возможностей предоставления служебного жилья и др. 15 Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности (1 час) Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 16 Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моѐ будущее – моя страна» (1 час) Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационны хзанятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных 17 Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. 18 Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (1 час) Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 19 Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей. 20 Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (1 час) Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 21 Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социальноэкономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей. 22 Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (1 час) Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 23 Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей. 24 Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» ( (1 час) Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 25 Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог. 26 Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар. 27 Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей трудаи успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненныхисторий. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. 28 Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. 29 Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (1 час) Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 30 Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (1 час) 31 Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (1 час) Погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап 32 Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (1 час) 33 Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (1 час) 34 Тема 34. Профориентационное занятие «Моѐ будущее – Моя страна» (1 час) Погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап Погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); - с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. В сфере овладения универсальными познавательными действиями: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями: - владеть различными способами общения и взаимодействия; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. В сфере овладения универсальными регулятивными действиями: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; - оценивать приобретенный опыт. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. В сфере духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. В сфере эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; - стремление к творческому самовыражению в любой профессии; - стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; - готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба; - осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: - владение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности - в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование разделов и тем программы Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) Тематический профориентационный урок «Открой своѐ будущее» (введение в профориентацию) Профориентационная диагностика «Мой профиль» и разбор результатов Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования,стратегии поступления) Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю 1 Всего Количество часов Контрольные Практические Дата Электонные ресурсы profmin.bvbinfo.ru profmin.bvbinfo.ru. 1 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 1 profmin.bvbinfo.ru profmin.bvbinfo.ru достижения страны в области цифровых технологий» 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» Профориентационное занятие-рефлексия «Моѐ будущее – моя страна» Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплексастраны» Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 1 1 profmin.bvbinfo.ru profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 1 profmin.bvbinfo.ru profmin.bvbinfo.ru 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» Профориентационное занятие «Один день в профессии»(часть 1) Профориентационное занятие «Один день в профессии»(часть 2) Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Профориентационноезанятие «Пробую профессию в сфере медицины» 1 1 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 1 profmin.bvbinfo.ru profmin.bvbinfo.ru profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 profmin.bvbinfo.ru 1 1 profmin.bvbinfo.ru 33 34 Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» Профориентационноезанятие «Моѐ будущее – Моя страна» Итого по программе 1 1 1 34 profmin.bvbinfo.ru profmin.bvbinfo.ru 16 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема занятия Кол-во часов 7 класс Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) Тематический профориентационный урок «Открой своѐ будущее» (введение в профориентацию) Профориентационная диагностика «Мой профиль» и разбор результатов Профориентационное занятие «Система образования России» Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) Профориентационноезанятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» Профориентационное занятие-рефлексия «Моѐ будущее – моя страна» Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплексастраны» Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» Профориентационное занятие «Один день в профессии»(часть 1) Профориентационное занятие «Один день в профессии»(часть 2) Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Профориентационноезанятие «Пробую профессию в сфере медицины» Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» Профориентационноезанятие «Моѐ будущее – Моя страна» Всего часов в 7 классе: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Литература: 1. Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05), 2. Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05). Интернет ресурсы 1. Контентно - информационный комплекс «Конструктор будущего» на базе платформы profmin.bvbinfo.ru.