Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № 1 от 28.08.2023 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 28.08.2023 № 157 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 7 класс на 2023-2024 учебный год Составитель Мастаева Луиза Адрашидовна., учитель музыки Мариинск 2023 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена с учѐтом ФГОС второго поколения и авторской программы разработанной коллективом авторов, в который вошли: Великанова А.В., Голуб Г.Б., Клѐнов О.А., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. и др. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в ОУ метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс, который в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей. понимается как логически завершѐнная единица содержания образования. Модуль Модульная структура и практическая направленность курса позволяют утверждать, что отдельные модули или вся их совокупность могут с успехом использоваться в системах образования, поскольку их содержание предполагает освоение учащимися способов деятельности, которые будут положены в основу формирования ключевых компетентностей. Курс «Основы проектной деятельности» включается в программу основной школы в качестве поддержки проектной деятельности, значит, освоение модулей ни в коем случае не должно заменять или предварять деятельность учащихся. Практически во всех модулях есть специальные упражнения, выполнять которые ученики должны на материалах текущих проектов. Актуальность рабочей программы по основам проектно-исследовательской деятельности «Проектируем вместе» состоит в том, что ФГОС основного общего образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования (программа учебно- исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования). Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на 3 собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности на последующей ступени обучения, в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Принципы: интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; метапредметность - развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, умение предъявлять результат своей работы, умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве, возможность использовать полученные знания в жизни. непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей; межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда. Данная программа предназначена для обучающихся 7 классов, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. При планировании занятий учитываются особенности обучающихся: даются задания для просмотра, прослушивания, задействовано тактильное восприятие. При работе непосредственно над проектом роли распределяются согласно способностям детей. Таким образом, осуществляется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы к обучающимся при реализации данной программы. 4 Учебные исследования выполняются в процессе выполнения домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, творческие работы. Компетентностный, личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы к образовании. обучающихся позволяют продуктивно реализовать содержательную линию рабочей программы, направленную на достижение следующих результатов обучающихся: иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; владеть планированием и постановкой эксперимента Реализация метода проектно-исследовательской деятельности позволит обеспечить развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: подготовка доклада, защита исследовательской работы, выступление, выставка, презентация, групповая мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то в процессе проведения занятий должны использоваться активные формы, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа. В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (отслеживание результатов на каждом этапе подготовки проекта: индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (простейшая презентация проекта). Данный курс состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершѐнная единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). 5 Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы. Учащиеся классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла. Данная программа предназначена для способных и одарѐнных детей, учащихся 7-го класса, и рассчитана на 34 часа. Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности и создать для этого все условия. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов. 2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы. 3. Научить работать с различными источниками информации. 4. Научить способам первичной обработки информации. 5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты. 6. Научить работать в группе, команде. 7. Научить оценивать свои и чужие результаты. 8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности. Воспитательные, развивающие: 1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; 2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. 3. Развивать исследовательские умения. При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из неѐ задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; 6 оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов Методы обучения, которые способствуют: формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении; развитию общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных; формированию не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжѐнные с опытом их применения в практической деятельности; развитию познавательного интереса учащихся; реализации принципа связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем: обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний; отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний; ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни; субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися. Модуль «От проблемы к цели» ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов. Общая логика работы в рамках модуля состоит в том, что учащиеся осваивают отдельные способы деятельности на предложенном учителем материале, чтобы впоследствии перенести их на личностно-значимую ситуацию в рамках текущей проектной деятельности. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружѐнный знаниями, но умеющий целенаправленно по мере возникновения добывать, приобретать знания, делать это у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных 7 ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. То есть, речь идѐт о формировании современных компетенций: общенаучной; информационной; познавательной; коммуникативной; ценностно-смысловой; социальной; компетенции личностного самосовершенствования. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно пространстве, конструировать развитие свои критического знания, и ориентироваться творческого в мышления, информационном умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий». Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3 4. 5. Тема Проекты в современном мире. История становления метода проектов. Проектные технологии в образовании. Основные понятия проектной деятельности: проект, гипотеза, проблема. Основные понятия проектной деятельности: цель, планирование, самооценка, рефлексия. Количество часов 1 1 1 1 Основные правила делового общения и ведения дискуссий. 1 7. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения. Постановка проблемы, определение целей проекта. 1 1 8. Планирование деятельности. 1 Работа со справочной литературой. Рекомендации по подбору литературы. Способы обработки информации. Поиск информации в Интернете. Гипотеза и доказательства. Структура учебно – исследовательской работы. Правила оформления учебно – исследовательской работы. 1 3 3 3 3 3 15. Требования к докладу. Составление текста доклада. 3 16. Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции. 3 17. Зачетная работа. 4 6. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Итого 34 часа 9 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате прохождения модуля «От проблемы к цели» учащиеся получат опыт: анализа проблемы; анализа способов решения проблемы. учащиеся научатся: описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема; определять противоречия, лежащие в основе проблемы; формулировать проблему; формулировать цель на основании проблемы; обосновывать достижимость цели; ставить задачи, адекватные цели; выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия); рассчитывать время, необходимое для их выполнения. Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа. В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (простейшая презентация) 10 1