Рабочая программа курса Основы проектной деятельности 7 клас

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол № 1 от 28.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 28.08.2023 № 157

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
7 класс
на 2023-2024 учебный год

Составитель Мастаева Луиза Адрашидовна.,
учитель музыки

Мариинск 2023
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена с учѐтом ФГОС второго поколения и авторской
программы разработанной коллективом авторов, в который вошли: Великанова А.В., Голуб
Г.Б., Клѐнов О.А., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. и др.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного
потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и
самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и
решению жизненных проблем.
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных
для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их,
таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе
возникла в связи с широким применением в ОУ метода проектов как технологии формирования
ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к очень
широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у
учащегося важный внутренний ресурс, который в других составляющих образовательного
процесса в школе не формируется.
Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных

модулей.

понимается как логически завершѐнная единица содержания образования.

Модуль

Модульная

структура и практическая направленность курса позволяют утверждать, что отдельные модули
или вся их совокупность могут с успехом использоваться в системах образования, поскольку их
содержание предполагает освоение учащимися способов деятельности, которые будут
положены в основу формирования ключевых компетентностей.
Курс «Основы проектной деятельности» включается в программу основной школы в
качестве поддержки проектной деятельности, значит, освоение модулей ни в коем случае не
должно заменять или предварять деятельность учащихся. Практически во всех модулях есть
специальные упражнения, выполнять которые ученики должны на материалах текущих
проектов.
Актуальность

рабочей

программы

по

основам

проектно-исследовательской

деятельности «Проектируем вместе» состоит в том, что ФГОС основного общего образования
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы
проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной

программы

основного

общего

образования

(программа

учебно-

исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования). Она
способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования,
обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на

3

собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности на последующей
ступени обучения, в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Принципы:
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности
обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и
творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию
психологической сферы;
метапредметность - развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий, повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их
познавательной мотивированности, умение предъявлять результат своей работы, умение
самостоятельно

конструировать

свои

знания;

ориентироваться

в

информационном

пространстве, возможность использовать полученные знания в жизни.
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования
и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных
руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему
предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных
областях, формирование навыков исследовательского труда.
Данная программа предназначена для обучающихся 7 классов, интересующихся
исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она
направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся –
способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение
поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств –
вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность,
наличие

своего

мнения,

коммуникативных

качеств,

обусловленных

необходимостью

взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его
информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
При планировании занятий учитываются особенности обучающихся: даются задания для
просмотра,

прослушивания,

задействовано

тактильное

восприятие.

При

работе

непосредственно над проектом роли распределяются согласно способностям детей. Таким
образом, осуществляется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы к
обучающимся при реализации данной программы.
4

Учебные исследования выполняются в процессе выполнения домашнего задания:


проведение наблюдений,



постановка опыта,



подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,



творческие работы.

Компетентностный, личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы
к образовании. обучающихся позволяют продуктивно реализовать содержательную линию
рабочей программы, направленную на достижение следующих результатов обучающихся:
 иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
 знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
 уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
 уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
 владеть планированием и постановкой эксперимента
Реализация метода проектно-исследовательской деятельности позволит обеспечить
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: подготовка доклада, защита исследовательской работы,
выступление, выставка, презентация, групповая мини-конференция, участие в конкурсах
исследовательских работ.
Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской
деятельности, то в процессе проведения занятий должны использоваться активные формы, а
именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм;
обсуждение;
самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля
(отслеживание результатов на каждом этапе подготовки проекта: индивидуальная работа с
учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (простейшая презентация
проекта).
Данный курс состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически
завершѐнная единица содержания образования. Модульная структура и практическая
направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе
образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности,
положенных

в

основу

формирования

ключевых

компетентностей

(информационной,

коммуникативной, исследовательской и т.п.).
5

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе
конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная
часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением
планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в
процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учащиеся классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные
виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои
действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

Данная программа предназначена для способных и одарѐнных детей, учащихся 7-го класса, и
рассчитана на 34 часа.
Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности и создать для
этого все условия.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
3. Научить работать с различными источниками информации.
4. Научить способам первичной обработки информации.
5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
6. Научить работать в группе, команде.
7. Научить оценивать свои и чужие результаты.
8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.
Воспитательные, развивающие:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии;
2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения.
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:


определение проблемы, вытекающих из неѐ задач исследования;



выдвижение гипотезы их решения;



обсуждение методов исследования;
6



оформление конечных результатов;



анализ полученных данных;



подведение итогов;



корректировка; получение выводов

Методы обучения, которые способствуют:


формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в
обучении;



развитию

общеучебных умений

и

навыков: исследовательских, рефлексивных,

самооценочных;


формированию не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно
сопряжѐнные с опытом их применения в практической деятельности;



развитию познавательного интереса учащихся;



реализации принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных

в арсенале мировой и отечественной

педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:


обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять
целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности
знаний;



отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному
приобретению новых знаний;



ведущий

тип

деятельности,

осваиваемый

обучающимися,

-

репродуктивный,

воспроизводящий, знания оторваны от жизни;


субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Модуль «От проблемы к цели» ориентирован на освоение учащимися таких способов
деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и
ресурсов. Общая логика работы в рамках модуля состоит в том, что учащиеся осваивают
отдельные способы деятельности на предложенном учителем материале, чтобы впоследствии
перенести их на личностно-значимую ситуацию в рамках текущей проектной деятельности.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек,
вооружѐнный

знаниями,

но

умеющий

целенаправленно по мере возникновения

добывать,

приобретать

знания,

делать

это

у него такой потребности при решении стоящих

перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы,
который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных

7

ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в
различных социальных группах.
То есть, речь идѐт о формировании современных компетенций:


общенаучной;



информационной;



познавательной;



коммуникативной;



ценностно-смысловой;



социальной;



компетенции личностного самосовершенствования.

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими
компетенциями.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным
поставленным целям, является проектное обучение.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно
пространстве,

конструировать
развитие

свои

критического

знания,
и

ориентироваться

творческого

в

мышления,

информационном
умение

увидеть,

сформулировать и решить проблему.
Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие
учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской
работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение
творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных
моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных
технологий».
Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как
описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов
решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся
делают проектную разработку.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3
4.
5.

Тема
Проекты в современном мире. История становления
метода проектов.
Проектные технологии в образовании.
Основные
понятия
проектной
деятельности: проект,
гипотеза, проблема.
Основные
понятия
проектной
деятельности: цель,
планирование, самооценка, рефлексия.

Количество
часов
1
1
1
1

Основные правила делового общения и ведения дискуссий.
1

7.

Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура
убеждения.
Постановка проблемы, определение целей проекта.

1
1

8.

Планирование деятельности.

1

Работа со справочной литературой. Рекомендации по
подбору литературы.
Способы обработки информации.
Поиск информации в Интернете.
Гипотеза и доказательства.
Структура учебно – исследовательской работы.
Правила оформления учебно – исследовательской работы.

1
3
3
3
3
3

15.

Требования к докладу. Составление текста доклада.

3

16.

Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции.

3

17.

Зачетная работа.

4

6.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

Итого

34 часа

9

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате прохождения модуля «От проблемы к цели» учащиеся получат опыт:


анализа проблемы;



анализа способов решения проблемы.

учащиеся научатся:


описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;



определять противоречия, лежащие в основе проблемы;



формулировать проблему;



формулировать цель на основании проблемы;



обосновывать достижимость цели;



ставить задачи, адекватные цели;



выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);



рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны
использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями;
мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа.
В

процессе

работы

предполагается

осуществление

промежуточного

контроля

(индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового
(простейшая

презентация)

10

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».