Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № 1 от 28.08.2024 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 28.08.2024 № 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Химия жизни» для 5-8 классов на 2024-2025 учебный год Составитель Кузнецова Е.В., учитель биологии и химии Мариинск 2024 I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ ЖИЗНИ» Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты изучения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Химия жизни» при получении основного общего образования должны отражать: готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Химия жизни» при получении основного общего образования должны отражать: освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс Основное содержание по темам Виды деятельности Формы организации Знакомятся с химическим беседа, игра оборудованием, Занимательная химия. Оборудование веществами. Изучают и вещества для опытов. правила безопасности при Правила безопасности при проведении опытов проведении опытов Как устроены вещества? (Опыты, Наблюдают, сравнивают, Игра, опыт доказывающие движение и взаимодействие делают зарисовки частиц) (2 часа) Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. Работают с дополнительной Игра, проект «Чудеса для разминки» (5 часов) Признаки химических реакций. литературой, работают в Природные индикаторы. Крахмал. группах, определяют Определениекрахмала в продуктах питания. крахмал в продуктах, Знакомство с углекислым газом. Проектная составляют проект. работа «Природные индикаторы» Введение. (3 часа) «Разноцветные чудеса» (9 часов) Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи. Полезные чудеса (8 часов) Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаляем ржавчину. Поучительные чудеса (3 часа) Кристаллы. Опыты с желатином. Каучук Определяют реакцию Игра, беседа, среды, наблюдают. презентация, опыт Читают отрывки из Игра, беседа, опыт произведения «Мойдодыр», играют в настольную игру «Узнай пятно», знакомятся с понятием «ржавчина» Изучают дополнительную Опыт литературу о кристаллах, Летние чудеса (3 часа) Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные ингибиторы. Игра – квест «Путешествие в страну Химию» рассматривают иллюстрации, выполняют опыт, делают зарисовки Находят дополнительный Игра, опыт, беседа материал в сети Интернет и дополнительной литературе, выполняют опыт, участвуют в игреквесте. 6 класс Основное содержание по темам Виды деятельности Формы организации Сладкие чудеса на кухне (6 часов) Сахара. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Определениеглюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей Чудеса Интернета (2 часа) Сбор материала для проектной работы Изучают дополнительную Опыт, беседа литературу, определяют глюкозу в овощах и фруктах, изготавливают клей Собирают материал для Проект проектной работы через сеть Интернет Изучают литературу. Игра, опыт, проект Исследовательские чудеса (18 часов) Практикум - исследование «Чипсы». Проводят исследования, Защита проекта «Пагубное влияние чипсов защищают проекты, делают на здоровье человека». Практикум выводы исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде мороженого». Практикум - исследование «Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде шоколада». Практикум исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?». Модуль «Химия напитков». Тайны воды. (презентация). Практикум - исследование «Газированные напитки» Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Практикум исследование «Чай». Защита проекта «Полезные свойства чая». Практикум исследование «Молоко». Модуль «Моющие средства для посуды».Практикум исследование «Моющие средства для посуды».Занятие - игра «Мыльные пузыри» Экологические чудеса (4 часа) Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду. Кислотные дожди Изучают литературу, Опыт, беседа проводят опыты Интеллектуальные чудеса (4 часа) Химические ребусы, шарады. Занимательные опыты и их объяснение. Игра – квест «Путешествие Умелки в мир веществ» Проектная работа «Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих на территории Кемеровской области); определение жесткости воды в г.Мариинске; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по приготовлениюкрасного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля); опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела); опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев истеблей манжетки); опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости; опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука); в разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является продукция предприятий: чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах. Составляют и разгадывают Игра, опыт, проект ребусы, шарады, участвуют в игре-квесте, выполняют проектную работу, проводят опыты 7 класс Основное содержание по темам Виды деятельности Формы организации «Химия в быту» – 15 часов Экскурсия 1. Кухня. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищии вкусовые добавки. Лабораторная работа №1 Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде Лабораторная работа № 2 Гашение пищевой соды уксусной эссенцией Лабораторная работа № 3 Приготовление уксуса разной концентрации Экскурсия 2. Аптечка. Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспиринили упсарин. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Самостоятельно изучают Экскурсия, опыт, литературу, находят лабораторная работа, материал по темам, практическая работа проводят опыты, наблюдают, делают отчёты в виде презентации, видеофильма Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке. Лабораторная работа № 4 Изготовление напитков для лечения простуды (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты) Экскурсия 3. Ванная комната или умывальник. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с ней. Лабораторная работа № 5 Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Экскурсия 4. Туалетный столик. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама, применяя питательный крем и другую парфюмерию. Экскурсия 5. Папин «бардачок». Каких только химикатов здесь нет – и все опасные! Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это чтото знакомое. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства.Экскурсия 6. Садовый участок. Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения. Практическая работа № 1 Определение минеральных удобрений «Химия за пределами дома» – 20 часов Экскурсия 1. Магазин. Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина. Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль». Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла.Растворители. Керосин и другое бытовое топливо. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Раствор аммиака. Стеклоочистители. Хозяйственный магазин каждому необходим. Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктовогомагазинов. Практическая работа № 2 Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах. Лабораторная работа № 6 Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти. Лабораторная работа № 7Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Экскурсия 2. Аптека. Аптека – рай для химика. Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.Марганцовка и глицерин – опасное сочетание. Формалин. Как посеребрить монету и стекло. Салициловая кислота и салицилаты. А Самостоятельно изучают Экскурсия, опыт, литературу, находят беседа, лабораторная материал по темам, работа проводят опыты, наблюдают, делают отчёты в виде презентации, видеофильма ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок. Необычный препарат «Ликоподий». Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам». Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.Кто готовит и продаёт нам лекарства. Практическая работа № 3 Изготовление елочных игрушекЛабораторная работа № 8 Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами. Лабораторная работа № 9 Опыты с «Карболеном», «Вьетнамским бальзамом», «Ликоподием» Экскурсия 3. Берег реки. Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек. Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы. Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор. Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.Практическая работа № 4 Распознавание карбонатных пород 8 класс Основное содержание по темам Виды деятельности Формы организации Тема 1 «Вступление в мир веществ» – 3 часа Правила техники безопасности при проведении опытов. Признаки химических реакций. Типы химических реакций. Реакция Повторяют правила техники Беседа, опыт безопасности при проведении опытов, проводят опыты, делают отчёт соединения. Реакция разложения. Реакция замещения. Реакция обмена. Проведение химических реакций различных типов. Влияние температуры, площади поверхности реагирующих веществ, катализаторана скорость химической реакции. Тема 2 «Мир неорганических веществ» – 13 часов Определение продуктов, содержащих кислоты. Изменение окраски индикаторов в различных средах: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина. Красная или краснокочанная капуста в качестве индикатора.Определение оснований. Исследование pH среды основания. Окраска разных индикаторов. Невидимые чернила проявляются фенолфталеином. Определение кислоты и щёлочи при помощи красящего вещества антоциана. Мел. Мрамор и гипс. Сода. Раковина улитки. Что содержится в зубной пасте. Что такое сода? Приготовление лимонада. Способы приготовления поваренной соли. Марганцовка – химический хамелеон. Газ, поддерживающий горение, можнополучить из соли. Получение кислорода. Опасные и полезные свойства марганцовки. Металлы. Железо. Свойства металлов. Как обнаружить железо. Железо в крови. Салат и шпинат содержат железо. Невидимые чернила из железных стружек. Мы делаем чернила. Почему ножтемнеет от фруктового сока? Ржавчина и способы защиты от неё металлов. Удаление пятен ржавчины. Уголь, графит. Куда исчезла окраска чернил? (адсорбция) Уголь, как адсорбент. Кукурузные палочки тоже адсорбент. Способы получения углекислого газа. Углекислый газ из мрамора, мела. Карбонат кальция, или Как обнаружить углекислый газ. Почему мутнеет известковая вода? Гидрокарбонат кальция, или почему мутная известковая вода светлеет? Углекислый газ, получены из пищевой Самостоятельно изучают Опыт, беседа литературу, находят материал по темам, проводят опыты, наблюдают, делают отчёты в виде презентации, видеофильма соды. Тема 3 «Мир органических веществ» – 13 часов Спирт как объект изучения. Извлекаем зелёный пигмент листа хлорофилл. Разделяем смеси (хроматография). Кислоты в яблоках, лимонах, щавеле. Лимонная кислота. Невидимые чернила из лимонного сока. Кислота в муравейнике. Органические кислоты. Твёрдые кислоты. Есть ли в молоке кислота? Как лучше сохранить молоко от скисания? Углеводы сладкие и не очень. Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза. Углерод в сахаре. Где содержится крахмал. Крахмальный клейстер. Удаление пятен йода с тканей. Есть ли глюкоза в хлебе? Крахмал превращается в глюкозу. Крахмальный завод на дому. Солнечный свет и хлорофилл. Получаем крахмал в листьях комнатных растений. Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах. Исследуем яйцо. Свёртывание белка при нагревании. Проба на белок. Шерсть и шёлк. Как различить шерсть и хлопок? Шёлк натуральный или искусственный? Опыты с шёлком. Альбумин и желатин. Молоко содержит белок. Есть ли белок в сыре? Из кислого молока приготовим творог. Клей из пищевого желатина. Жиры в семечках, орехах, апельсине и молоке. Масляная капля. Искусственное молоко. Какие плоды содержат жир? «Огнеопасная» апельсиновая кожура. Друзья Мойдодыра (мыло и другие моющие средства). Мыло и стиральныйпорошок (СМС). Состав мыла и стирального порошка. Почему мыло моет? Известковая вода, жёсткая и мягкая вода. Приготовление известковой воды.Известковая вода и мыльная вода. Как сделать жёсткую воду мягкой? Как очистить жирную пробирку? Тема 4 «Экологический взгляд на Самостоятельно изучают Опыт литературу, находят материал по темам, проводят опыты, наблюдают, делают отчёты в виде презентации, видеофильма вещества вокруг нас» – 3 часа Экологический взгляд на вещества вокруг нас. Изучаем пыль. Вода. Сравниванием воду из-под крана и Изучают пыль, сравнивают водоёма. Ставим баллы воде. Дождевая воду, исследуют нитраты Опыт, беседа вода не содержит солей кальция, а родниковая содержит. Как отличить чистую воду от грязной? Химические свойства воды. Безопасные овощи, фрукты и зелень. Исследование нитратов в составе овощей, фруктов, зелени с помощью «Нитрат-теста». Тема 5 «Кристаллы» – 2 часа Растворение. Растворимость веществ. Кристаллогидраты. Растворение – физикохимический процесс. Растворимость веществ. Методика выращивания кристаллов. II. Изучают растворимость Опыт, беседа веществ, методику выращивания кристаллов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс № п/п Кол-во часов 3 Тема Введение 1 Занимательная химия 1 2 Оборудование и вещества для опытов 1 3 Правила безопасности при проведении опытов 1 Как устроены вещества? 2 4 Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. 1 5 Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде 1 Чудеса для разминки 5 Признаки химических реакций 1 6 7 Природные индикаторы 1 8 Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания 1 9 Знакомство с углекислым газом 1 10 Проектная работа «Природные индикаторы» 1 Разноцветные чудеса 9 11 Химическая радуга (Определение реакции среды) 1 12 Знакомый запах нашатырного спирта 1 13 Получение меди 1 14 Окрашивание пламени 1 15 Обесцвеченные чернила 1 16 Получение красителей 1 17 Получение хлорофилла 1 18 Химические картинки 1 19 Секрет тайнописи 1 Полезные чудеса 8 20 Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? 1 21 Определение жесткости воды 1 22 Домашняя химчистка. Как удалить пятна? 1 23 Как удалить накипь? 1 24 Чистим посуду 1 25 Кукурузная палочка - адсорбент 1 26 Удаляем ржавчину 1 27 Домашняя химчистка. Как удалить пятна? 1 Поучительные чудеса 3 28 Кристаллы 1 29 Опыты с желатином 1 Каучук. 1 Летние чудеса 4 31 Акварельные краски 1 32 Окрашиваем нити 1 33 Катализаторы и природные ингибиторы 1 30 34 Игра – квест «Путешествие в страну Химию» 1 6 класс № п/п Тема Кол-во часов Сладкие чудеса на кухне 6 1 Сахара. Получение искусственного меда 1 2 Домашние леденцы 1 3 Определение глюкозы в овощах и фруктах 1 4 Почему неспелые яблоки кислые? 1 5 Получение крахмала и опыты с ним 1 6 Съедобный клей 1 Чудеса Интернета 2 Сбор материала для проектной работы 2 Исследовательские чудеса 18 9 Практикум - исследование «Чипсы» 1 10 Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». 1 11 Практикум - исследование «Мороженое» 1 12 Защита проекта «О пользе и вреде мороженого». 1 13 Практикум - исследование «Шоколад» 1 14 Защита проекта «О пользе и вреде шоколада» 1 7-8 15 Практикум - исследование «Жевательная резинка» 16 17 Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» Модуль «Химия напитков» 18 Тайны воды (презентация) 1 19 Практикум- исследование «Газированные напитки» 1 20 Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека» 1 21 Практикум исследование «Чай» 1 22 Защита проекта «Полезные свойства чая» 1 23 Практикум исследование «Молоко» 1 24 Модуль «Моющие средства для посуды» 1 25 Практикум исследование «Моющие средства для посуды». 1 26 Занятие - игра «Мыльные пузыри» 1 Экологические чудеса 4 27 Изучаем пыль 1 28 Определение нитратов в овощах 1 29 Фильтруем загрязненную воду 1 30 Кислотные дожди 1 Интеллектуальные чудеса 4 31 Химические ребусы, шарады 1 32 Занимательные опыты и их объяснение 1 Викторина-игра 2 33-34 1 1 1 7 класс № п/п Тема Химия в быту 1-4 5 6-8 Кол-во часов 15 Кухня 4 Аптечка 1 Домашняя аптечка 3 9 Ванная комната или умывальник 1 10 Ванная комната 1 11 Туалетный столик 1 12 Папины «безделушки» 1 13 Гараж 1 14 Садовый участок 1 15 Сад и огород 1 Химия за пределами дома 19 Магазин 3 Хозяйственный магазин 1 20-21 Продуктовый магазин 2 22-26 Аптека 5 27-29 Берег реки 3 30-33 Работа над проектом 4 Викторина-игра 1 16-18 19 34 8 класс № п/п Тема Вступление в мир веществ Кол-во часов 3 1 Правила техники безопасности при проведении опытов. Признаки химических реакций. 1 2 Типы химических реакций. 1 3 Условия, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы – ускорители реакций. 1 Мир неорганических веществ 13 4 Кислоты знакомые или незнакомые, или у кого pH меньше семи. 1 5 Индикаторы. 1 6 Основания. 1 7 Определение кислоты и щёлочи при помощи красящего вещества антоциана. 1 8 Соли, но не все солёные. 1 9 Получаем поваренную соль. 1 10 Марганцовка – химический хамелеон. 1 11 Металлы. Железо. 1 12 Как обнаружить железо. Железо крови. Салат и шпинат содержат железо. 1 13 Невидимые черника из железных стружек. 1 14 Ржавчина и способы защиты от неё металлов. 1 15 Уголь. Графит. 1 16 Углекислый газ. Получение углекислого газа. 1 Мир неорганических веществ 13 Спирт как объект изучения. 1 18-19 Органические кислоты. 2 20-21 Углеводы сладкие и не очень. 2 22 Крахмал превращается в глюкозу. Крахмальный завод на дому. 1 23 Солнечный свет и хлорофилл. 1 24 Белки. 1 25 Шёлк и шерсть. 1 26 Альбумин и желатин. 1 27 Жиры. 1 28 Друзья Мойдодыра (мыло и другие моющие средства). 1 29 Известковая вода жёсткая и мягкая. Мыльная вода. 1 Экологический взгляд на вещества вокруг нас 3 30 Воздух. Состав воздуха. Изучаем пыль. 1 31 Вода. Химические свойства воды. 1 32 Безопасные овощи, фрукты и зелень. 1 Кристаллы 2 17 33 34 Растворение – физико-химический Кристаллы. Выращивание кристаллов. Итоговое занятие .Викторина-игра процесс. Растворимость веществ. 1 1