Рабочая программа по внеурочной деятельности Удивительная биология 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол № 1 от 28.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 28.08.2024 № 157

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Удивительная биология»
для 9 б класса
на 2024-2025 учебный год

Составитель Кузнецова Е.В.,
учитель биологии и химии

Мариинск 2024

1

I.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ ЖИЗНИ»

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет добиваться следующих
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты обучения.
- Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к
Отечеству;
- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
- формирование целостного научного мировоззрения;
- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
- формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения.
- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать свою работу и работу одноклассников;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
- высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;
- выявлять причинно-следственные связи;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
- работать с текстом и его компонентами;
- создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.
- организовывать свою учебную деятельность;
- ставить учебные задачи;
- планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- сравнивать и классифицировать объекты;
- определять проблемы и предлагать способы их решения;
- применять методы анализа и синтеза;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе
ресурсы Интернета;
- представлять информацию в различных формах;
- составлять аннотации, рецензии, резюме;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
-определять роль различных веществ в природе и технике;
-объяснять роль веществ в их круговороте;
-приводить примеры химических процессов в природе;
-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
-перечислять отличительные свойства химических веществ;
-различать основные химические процессы;
-определять основные классы неорганических веществ;
-понимать смысл химических терминов;
-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и
их роль в познании природы;
-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических
препаратов;
-различать опасные и безопасные вещества.
2

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основное содержание
по темам

Виды деятельности

Формы
организации

Введение. Биология как наука. Методы
биологии.
Роль биологии в формировании
современной естественнонаучной картины
мира, впрактической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов.

Изучают
литературу,
составляют план ответа,
конспектируют, составляют
схемы и таблицы, работают с
микроскопом,
муляжами,
гербариями, решают задачи,
тесты

Рассказ, беседа,
практическая
деятельность,
наблюдения,
выступления, защита
проектов, работают в
группах

Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов
как доказательство их родства, единства
живой природы. Гены и хромосомы.
Нарушения
в
строении
и
функционировании клеток - одна из
причин
заболеваний
организмов.
Вирусы - неклеточные формы жизни.
Признаки
организмов.
Наследственность и изменчивость свойства организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани,
органы, системы органов растений и
животных, выявление изменчивости
организмов. Приемы выращивания и
размножения растений и домашних
животных, ухода заними.

Изучают
литературу,
составляют план ответа,
конспектируют, составляют
схемы и таблицы, работают с
микроскопом,
муляжами,
гербариями, решают задачи,
тесты

Рассказ, беседа,
практическая
деятельность,
наблюдения,
выступления, защита
проектов

Система, многообразие и эволюция живой
природы
Царство Бактерии. Роль бактерий
в
природе,
жизни
человека
и
собственной деятельности. Бактерии возбудители заболеваний растений,
животных, человека. Царство Грибы.
Роль грибов в природе, жизни человека и
собственной
деятельности.
Роль
лишайников в природе, жизни человека
и собственной деятельности. Царство
Растения. Роль растений в природе,
жизни
человека
и
собственной
деятельности. Царство Животные. Роль
животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Учение об
эволюции органического мира. Ч.
Дарвин - основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и
животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа

Изучают
литературу,
составляют план ответа,
конспектируют, составляют
схемы и таблицы, работают с
микроскопом,
муляжами,
гербариями, решают задачи,
тесты

Рассказ, беседа,
практическая
деятельность,
наблюдения,
выступления, защита
проектов, работают в
группах

3

устойчивости биосферы и результата
эволюции.
Человек и его здоровье
Сходство
человека
с
животными и отличие от них. Общий
план
строения
и
процессы
жизнедеятельности
человека.
Нейрогуморальная
регуляция
процессов
жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс.
Рефлекторная
дуга.
Железы
внутренней
секреции.
Гормоны.
Питание. Система пищеварения. Роль
ферментов в пищеварении. Дыхание.
Система дыхания. Внутренняя среда
организма: кровь, лимфа, тканевая
жидкость. Группы крови. Иммунитет.
Транспорт веществ. Кровеносная и
лимфатическая
системы.
Обмен
веществ и превращение энергии в
организме
человека.
Витамины.
Выделение продуктов
жизнедеятельности.
Система
выделения. Покровы тела и их
функции. Размножение и развитие
организма человека. Наследование
признаков
у
человека.
Наследственные болезни, их причины
и предупреждение. Опора и движение.
Опорно-двигательный
аппарат.
Органы чувств, их роль в жизни
человека. Психология и поведение
человека.
Высшая
нервная
деятельность Условные и безусловные
рефлексы, их биологическое значение.
Познавательная деятельность мозга.
Сон, его значение. Биологическая
природа и социальная сущность
человека. Сознание человека. Память,
эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека:
осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих
и эстетических
потребностей. Цели
и
мотивы деятельности. Индивидуальные
особенности личности: способности,
темперамент, характер. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения
человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового

Изучают
литературу,
составляют план ответа,
конспектируют, составляют
схемы и таблицы, работают с
микроскопом,
муляжами,
гербариями, решают задачи,
тесты

Рассказ, беседа,
практическая
деятельность,
наблюдения,
выступления, защита
проектов, работают в
группах

4

образа жизни. Переливание крови.
Профилактическиепрививки. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное
питание, рациональная организация труда и
отдыха, чистый
воздух.
Факторы
риска:
несбалансированное питание,
гиподинамия,
курение,
употребление алкоголя и наркотиков,
стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционныезаболевания: грипп, гепатит,
ВИЧ- инфекция и другие инфекционные
заболевания (кишечные,мочеполовые,
органов дыхания). Предупреждение
инфекционных заболеваний.
Профилактика:отравлений, вызываемых
ядовитыми растениями
и
грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими
животными
и
животными
переносчиками
возбудителей
болезней;травматизма; ожогов;
обморожений; нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первойдоврачебной
помощи: при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и
растениями,
угарным
газом;
спасении утопающего; кровотечениях;
травмах
опорно-двигательного
аппарата; ожогах; обморожениях;
повреждении зрения
Наследственность и здоровье.
Наследственная
изменчивость
генетического
материала
мутации.
Причины мутаций. Виды мутаций. Генные.
Хромосомные. Геномные. Наследственные
заболевания,
вызванные
различными
мутациями. Профилактика наследственных
заболеваний
Физиология и гигиена.
Методы исследования физиологических
процессов.
Методы
изучения
человеческогоорганизма: функциональные
пробы, электрофизиологические пробы
(МРТ, ЭКГ), лабораторные исследования,
гистологические исследования, мониторинг
физического состояния. Гигиена и методы
её исследования. Санитарные нормы и
правила. Значение физических упражнений
для правильного формирования скелета и
мышц. ЛФК.

Изучают
литературу,
составляют план ответа,
конспектируют, составляют
схемы и таблицы, работают с
микроскопом,
муляжами,
гербариями, решают задачи,
тесты

Рассказ, беседа,
практическая
деятельность,
наблюдения,
выступления, защита
проектов, работают в
группах

Изучают
литературу,
составляют план ответа,
конспектируют, составляют
схемы и таблицы, работают с
микроскопом,
муляжами,
гербариями, решают задачи,
тесты

Рассказ, беседа,
практическая
деятельность,
наблюдения,
выступления, защита
проектов, работают в
группах

5

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

I. Введение
1. Биология как наука. Методы биологии Практическая работа

1
1

№ 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука»,
«Методы биологии», «Признаки живых организмов»

II. Признаки живых организмов
2. Клеточное строение организмов как доказательство ихродства,
единства живой природы. Гены и хромосомы.
3. Вирусы - неклеточные формы жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость - свойства
4. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы
органов растений и животных, выявлениеизменчивости организмов.

4
1

2
3

5. Приемы выращивания и размножения растений идомашних
животных, ухода за ними.
III. Система, многообразие и эволюция живойприроды.

4

6. Царство Бактерии.

1

7. Царство Грибы

2

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной
8. деятельности.
9. Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение

3

10. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Практическая работа

5

тестовых заданий по темам:
«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

7

4

№ 3: «Решение тестовых заданий по темам:
«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

11. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Усложнениерастений и
животных в процессе эволюции
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и
12. результата эволюции.
IV. Человек и его здоровье

6
7
16

6

13. Сходство человека с животными и отличие от них. Общийплан
строения и процессы жизнедеятельности человека.

1

14. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная
дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам:
«ОГЭ по биологии» -2016 год

2

«Общий план строения человека», «Нейрогуморальнаярегуляция
организма»

15. Железы внутренней секреции. Гормоны.
16. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов впищеварении.

3
4

17. Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5:

5

«Решение тестовых заданий по темам:
«Система пищеварения, дыхание»

18. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканеваяжидкость.
Группы крови. Иммунитет.
19. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая
20. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины. Практическая работа № 6: «Решениетестовых заданий по

6
7
8

темам:
«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обменвеществ»

21. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
22. Покровы тела и их функции.
23. Размножение и развитие организма человека. Наследованиепризнаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

9
10
11

24. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
25. Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая

12
13

26. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы, их
биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его
значение
27. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правилздорового образа
жизни. Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание
28. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитымигрибами и растениями,
угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах
опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях;
повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий

14

V. Наследственность и здоровье.
29. Наследственная изменчивость генетического материала -мутации.
Причины мутаций.
30. Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные.
31. Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями.
Профилактика наследственных заболеваний.

3

Практическая работ № 7:
«Решение тестовых заданий по темам «Система выделения»,
«Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный
аппарат», «Органы чувств»

15

16

по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни»,
«Приемы оказания

1
2
3
7

VI. Физиология и гигиена.
32. Методы исследования физиологических процессов.

4
1

33.

2

Методы изучения человеческого организма: функциональные пробы,
электрофизиологические пробы
(МРТ, ЭКГ), лабораторные исследования, гистологическиеисследования,
мониторинг физического состояния.
34. Гигиена и методы её исследования. Санитарные нормы иправила.

3

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».