Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № 1 от 28.08.2024 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 28.08.2024 № 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Удивительная биология» для 9 б класса на 2024-2025 учебный год Составитель Кузнецова Е.В., учитель биологии и химии Мариинск 2024 1 I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ ЖИЗНИ» Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты обучения. - Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству; - формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию; - формирование целостного научного мировоззрения; - осознание учащимися ценности здорового образа жизни; - знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях; - формирование экологического мышления. Метапредметные результаты обучения. - планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - участвовать в совместной деятельности; - оценивать свою работу и работу одноклассников; - выделять главные и существенные признаки понятий; - сравнивать объекты, факты по заданным критериям; - высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами; - выявлять причинно-следственные связи; - использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации; - работать с текстом и его компонентами; - создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий. - организовывать свою учебную деятельность; - ставить учебные задачи; - планировать и корректировать свою познавательную деятельность; - объективно оценивать свою работу и работу товарищей; - сравнивать и классифицировать объекты; - определять проблемы и предлагать способы их решения; - применять методы анализа и синтеза; - использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета; - представлять информацию в различных формах; - составлять аннотации, рецензии, резюме; Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения: -определять роль различных веществ в природе и технике; -объяснять роль веществ в их круговороте; -приводить примеры химических процессов в природе; -находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях. -объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека; -перечислять отличительные свойства химических веществ; -различать основные химические процессы; -определять основные классы неорганических веществ; -понимать смысл химических терминов; -характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; -проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; -использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; -различать опасные и безопасные вещества. 2 II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основное содержание по темам Виды деятельности Формы организации Введение. Биология как наука. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, впрактической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Изучают литературу, составляют план ответа, конспектируют, составляют схемы и таблицы, работают с микроскопом, муляжами, гербариями, решают задачи, тесты Рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдения, выступления, защита проектов, работают в группах Признаки живых организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Вирусы - неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода заними. Изучают литературу, составляют план ответа, конспектируют, составляют схемы и таблицы, работают с микроскопом, муляжами, гербариями, решают задачи, тесты Рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдения, выступления, защита проектов Система, многообразие и эволюция живой природы Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа Изучают литературу, составляют план ответа, конспектируют, составляют схемы и таблицы, работают с микроскопом, муляжами, гербариями, решают задачи, тесты Рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдения, выступления, защита проектов, работают в группах 3 устойчивости биосферы и результата эволюции. Человек и его здоровье Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового Изучают литературу, составляют план ответа, конспектируют, составляют схемы и таблицы, работают с микроскопом, муляжами, гербариями, решают задачи, тесты Рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдения, выступления, защита проектов, работают в группах 4 образа жизни. Переливание крови. Профилактическиепрививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционныезаболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные,мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика:отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней;травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первойдоврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения Наследственность и здоровье. Наследственная изменчивость генетического материала мутации. Причины мутаций. Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные. Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями. Профилактика наследственных заболеваний Физиология и гигиена. Методы исследования физиологических процессов. Методы изучения человеческогоорганизма: функциональные пробы, электрофизиологические пробы (МРТ, ЭКГ), лабораторные исследования, гистологические исследования, мониторинг физического состояния. Гигиена и методы её исследования. Санитарные нормы и правила. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. ЛФК. Изучают литературу, составляют план ответа, конспектируют, составляют схемы и таблицы, работают с микроскопом, муляжами, гербариями, решают задачи, тесты Рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдения, выступления, защита проектов, работают в группах Изучают литературу, составляют план ответа, конспектируют, составляют схемы и таблицы, работают с микроскопом, муляжами, гербариями, решают задачи, тесты Рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдения, выступления, защита проектов, работают в группах 5 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п Тема занятия Кол-во часов I. Введение 1. Биология как наука. Методы биологии Практическая работа 1 1 № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» II. Признаки живых организмов 2. Клеточное строение организмов как доказательство ихродства, единства живой природы. Гены и хромосомы. 3. Вирусы - неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость - свойства 4. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявлениеизменчивости организмов. 4 1 2 3 5. Приемы выращивания и размножения растений идомашних животных, ухода за ними. III. Система, многообразие и эволюция живойприроды. 4 6. Царство Бактерии. 1 7. Царство Грибы 2 Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной 8. деятельности. 9. Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение 3 10. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа 5 тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» 7 4 № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» 11. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Усложнениерастений и животных в процессе эволюции Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и 12. результата эволюции. IV. Человек и его здоровье 6 7 16 6 13. Сходство человека с животными и отличие от них. Общийплан строения и процессы жизнедеятельности человека. 1 14. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2016 год 2 «Общий план строения человека», «Нейрогуморальнаярегуляция организма» 15. Железы внутренней секреции. Гормоны. 16. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов впищеварении. 3 4 17. Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5: 5 «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» 18. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканеваяжидкость. Группы крови. Иммунитет. 19. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая 20. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 6: «Решениетестовых заданий по 6 7 8 темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обменвеществ» 21. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система 22. Покровы тела и их функции. 23. Размножение и развитие организма человека. Наследованиепризнаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. 9 10 11 24. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. 25. Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая 12 13 26. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение 27. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правилздорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание 28. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитымигрибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий 14 V. Наследственность и здоровье. 29. Наследственная изменчивость генетического материала -мутации. Причины мутаций. 30. Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные. 31. Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями. Профилактика наследственных заболеваний. 3 Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» 15 16 по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания 1 2 3 7 VI. Физиология и гигиена. 32. Методы исследования физиологических процессов. 4 1 33. 2 Методы изучения человеческого организма: функциональные пробы, электрофизиологические пробы (МРТ, ЭКГ), лабораторные исследования, гистологическиеисследования, мониторинг физического состояния. 34. Гигиена и методы её исследования. Санитарные нормы иправила. 3 8