Рабочая программа курса внеурочной деятельности Химия жизни 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол от 26.08.2024 № 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2024 №31

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Химия жизни»
1-4 класс

.

Мариинск 2024

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Химия жизни.»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС

Введение (3 часа). Знакомство с химией. Химия –
наука о веществах. Из истории химии. Что такое
химия. Химические явления в природе и в жизни
человека.

Формы работы:
-индивидуальная
-работа в парах
-групповые

Тема №1. Химия вокруг нас. Химия и вещества.
Химия на кухне и в быту. Питьевая сода.
«Опыты на кухне»(10 часов)

-самостоятельная работа
-практические работы

Практическая работа №1. Опыт с уксусом и содой
Методы:
«Вулкан»
Практическая работа №2. Опыт с содой и уксусом
-словесные
«Надуй шар»
Практическая работа №3. Опыт «Лава – лампа»
-наглядные
Практическая работа №4. Опыт с молоком и
красками
-практические
Практическая работа №5. Опыт «Фейерверк в
банке»
Основные виды учебной деятельности:
Практическая работа №6. Опыт «Невидимые
чернила»
Составление диалога. Знакомство с наукой через
рассказ учителя.
Тема №2. Знакомство с лабораторным
оборудованием. Реакции Упорная воронка
Наблюдение за постановкой и проведением
окрашивания пламени. Состав акварельных
химических опытов.
красок.(4 часа)
Учимся составлять последовательность выполнения
Практическая работа №7. Изготовление
действий, составлять простейшую инструкцию из
акварельных красок
двух-трех шагов.
Тема №3. «Мыльная» химия. Зубная паста.
Знакомимся с многообразием химического
Понятие о мыльных пузырях. (6 часов)
оборудования
Практическая работа №8 . «Мыльные опыты».
Осваиваем простейшие приемы работы с
химическим оборудованием.
Тема №4. Вода и ее свойства. (7 часов)
Чтение дополнительной литературы. Творческая
Практическая работа №9. « Сломанный карандаш» деятельность. Соблюдение техники безопасности.
Практическая работа №10. «Гибкая вода»
Практическая работа №11. Научи яйцо плавать
Практическая работа №12. Может ли "кипеть"
холодная вода?
Тема №5. Выставка. Работы для выставки.
(3часа)
Практическая работа №13. «Изготовление поделок
из соленого теста»
Практическая работа №14. «Роспись поделок

из солёного теста»
Тема №6. Итоговое занятие. Что мы узнали?
Оформление выставки. (1час)

2 КЛАСС
Введение (3 часа). Знакомство с химией. Химия –
наука о веществах. Из истории химии. Что такое
химия. Химические явления в природе и в жизни
человека.

Формы работы:
-индивидуальная
-работа в парах
-групповые

Тема №1. Химия вокруг нас. Химия и вещества.
Химия на кухне и в быту. Питьевая сода. «Опыты
на кухне»(10 часов)

-самостоятельная работа
-практические работы

Практическая работа №1. Опыт с уксусом и содой
Методы:
«Вулкан»
Практическая работа №2. Опыт с содой и уксусом
-словесные
«Надуй шар»
Практическая работа №3. Опыт «Лава – лампа»
-наглядные
Практическая работа №4. Опыт с молоком и
красками
-практические
Практическая работа №5. Опыт «Фейерверк в
банке»
Основные виды учебной деятельности:
Практическая работа №6. Опыт «Невидимые
чернила»
Составление диалога. Знакомство с наукой через
рассказ учителя.
Тема №2. Знакомство с лабораторным
оборудованием. Реакции Упорная воронка
Наблюдение за постановкой и проведением
окрашивания пламени. Состав акварельных красок.(4
химических опытов.
часа)
Учимся составлять последовательность выполнения
Практическая работа №7. Изготовление
действий, составлять простейшую инструкцию из
акварельных красок
двух-трех шагов.
Тема №3. «Мыльная» химия. Зубная паста. Понятие
Знакомимся с многообразием химического
о мыльных пузырях. (6 часов) Практическая работа
оборудования
№8 . «Мыльные опыты».
Осваиваем простейшие приемы работы с химическим
оборудованием.
Тема №4. Вода и ее свойства. (7 часов)
Чтение дополнительной литературы. Творческая
Практическая работа №9. « Сломанный карандаш» деятельность. Соблюдение техники безопасности.
Практическая работа №10. «Гибкая вода»
Практическая работа №11. Научи яйцо плавать
Практическая работа №12. Может ли "кипеть"
холодная вода?
Тема №5. Выставка. Работы для выставки. (3часа)
Практическая работа №13. «Изготовление поделок
из соленого теста»
Практическая работа №14. «Роспись поделок

старину.
Практическая работа №9 «Изготовление мыла»
Практическая работа №10 «Исследование
жёсткости воды из разных источников»
Практическая работа №11 «Изготовление
щёлока»
Практическая работа№12 «Исследование свойств
щёлока»
Тема №4. « Химия в аптечке» (2часа) Аптечный
йод и его свойства. Почему йод надо держать в
плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или
раствор бриллиантового зелёного. Необычные
свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его
свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси
водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он
же – «марганцовка». Необычные свойства
марганцовки. Какую опасность может
представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Нашатырный спирт.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Тема №5 «Химия вне дома» (2часа) Мел,
применение, состав.
Практическая работа №14 «Изготовление
мелков»
Известняк. Мрамор. Глина. Песок.
Тема №6. Итоговое занятие. Что мы узнали?
Оформление выставки. (3часа)

3 КЛАСС

Введение (1 час)
Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас.
Правила техники безопасности при работе с
химическими веществами
Тема№1. Химия вокруг нас. Химия и вещества.
(1час)

Формы работы:
-индивидуальная
-работа в парах
-групповые

Тема №2. «Чудеса на маминой кухне» (15часов)
Химия на кухне и в быту. Питьевая сода.
Практическая работа №1. «Цветной взрыв в
молоке»
Практическая работа №2. «Светящийся

-самостоятельная работа
-практические работы

помидор»
Практическая работа №3. Опыт н смешение
жидкостей
Практическая работа №4. «Лизун» в домашних
условиях
Практическая работа №5. Лопни шарик при
помощи апельсина
Практическая работа №6. «Кола и молоко»
Практическая работа №7. «Торнадо в бутылке»
Практическая работа №8. «Вулкан» Практическая
работа №9. Опыт «Лава – лампа»
Практическая работа №10. Изготовление поделок
из соленого теста
Практическая работа №11. Роспись поделок из
соленого теста

Методы:
-словесные
-наглядные
-практические
Основные виды учебной деятельности:

Составление диалога. Знакомство с наукой через
рассказ учителя.
Наблюдение за постановкой и проведением
химических опытов.
Учимся составлять последовательность выполнения
действий, составлять простейшую инструкцию из
Тема №3. «Химия в ванной комнате». (8 часов)
двух-трех шагов.
История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла Учимся строить рассуждения в форме связи простых
от туалетного.
суждений об объекте
Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое Знакомимся с многообразием химического
«жидкое мыло». Зубная паста. Стиральные порошки и оборудования
другие моющие средства. Какие порошки самые
Осваиваем простейшие приемы работы с химическим
опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств?оборудованием.
Жёсткость воды и методы её устранения. Щёлок: как Чтение дополнительной литературы. Творческая
его варили в старину.
деятельность. Соблюдение техники безопасности.
Практическая работа№12 «Бомбочки для ванной»
Практическая работа №13 «Рисование мыльными
пузырями»
Практическая работа №14 «Пугливые перчинки»
Практическая работа №15 «Мыло – силач»
Практическая работа№16 «Рисование мылом по
ткани»
Тема №4. Химия в аптечке (3часа)
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо
держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка»
или раствор бриллиантового зелёного. Необычные
свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его
свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси
водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же –
«марганцовка». Необычные свойства марганцовки.
Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Нашатырный спирт.
Старые лекарства, как с ними поступить.

4КЛАСС

Введение. (3 часа)

Формы работы:

Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас.
Краткие сведения из истории развития химической
науки от отдельных знаний до целенаправленного
изучения веществ и процессов.

-индивидуальная
-работа в парах
-групповые

Тема №1. «Химическая лаборатория. » (7 часов)
-самостоятельная работа
Правила техники безопасности. Химическая
лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный
штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами,
щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой
помощи при химических ожогах и отравлениях.

-практические работы
Методы:
-словесные

Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в
кабинете химии.
Практическая работа №2. Знакомство с химической
лабораторией. Химическая посуда.

-наглядные
-практические
Основные виды учебной деятельности:

Тема №2. «Химия и планета Земля» .(12 часов)
Составление диалога. Знакомство с наукой через
Состав атмосферы. Кислород как важнейший
рассказ учителя.
компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение
Наблюдение за постановкой и проведением
для живой природы и человека. Вода. Свойства воды.
химических опытов.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения
Анализируют объекты с выделением существенных и
смесей. Растворы насыщенные и ненасыщенные.
несущественных признаков
Кристаллы. Растворы с кислотными и основными Сравнивают по заданным критериям два три объекта,
свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы.
выделяя два-три существенных признака
Состав земной коры. Минералы и горные породы.
Учимся составлять последовательность выполнения
Природные ресурсы и их
действий, составлять простейшую инструкцию из
двух-трех шагов.
Учимся строить рассуждения в форме связи

химическая переработка. Представление о рудах.
простых суждений об объекте
Знакомимся с многообразием химического
Биосфера. Растительный и животный мир на земле.
Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение
оборудования
Осваиваем простейшие приемы работы с химическим
окружающей среды.
оборудованием.
Практическая работа №3 Растворение в воде сахара, Чтение дополнительной литературы. Творческая
соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, деятельность. Соблюдение техники безопасности.
отваров.
Практическая работа №4 «Методы разделения
смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при
помощи делительной воронки; разделение твердой
смеси песка и железных опилок при помощи
магнита.»
Практическая работа №5 «Приготовление
насыщенного раствора соли. Выращивание
кристаллов».
Практическая работа №6 «Испытание
индикаторами растворов соды, мыла, лимонной
кислоты»
Практическая работа №7 «Испытание
индикаторных свойств соков, отваров, варенья».

Тема №3. «История химии» .(6 часов)
Алхимический период в истории химии. Жизнь и
научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В.
Ломоносова. Химическая революция. Основные
направления развития современной химии.
Тема №4. «Обобщение знаний» .(6 часов)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».