Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол от 26.08.2024 № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 01.09.2024 №31 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия жизни» 1-4 класс . Мариинск 2024 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Химия жизни.» Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 КЛАСС Введение (3 часа). Знакомство с химией. Химия – наука о веществах. Из истории химии. Что такое химия. Химические явления в природе и в жизни человека. Формы работы: -индивидуальная -работа в парах -групповые Тема №1. Химия вокруг нас. Химия и вещества. Химия на кухне и в быту. Питьевая сода. «Опыты на кухне»(10 часов) -самостоятельная работа -практические работы Практическая работа №1. Опыт с уксусом и содой Методы: «Вулкан» Практическая работа №2. Опыт с содой и уксусом -словесные «Надуй шар» Практическая работа №3. Опыт «Лава – лампа» -наглядные Практическая работа №4. Опыт с молоком и красками -практические Практическая работа №5. Опыт «Фейерверк в банке» Основные виды учебной деятельности: Практическая работа №6. Опыт «Невидимые чернила» Составление диалога. Знакомство с наукой через рассказ учителя. Тема №2. Знакомство с лабораторным оборудованием. Реакции Упорная воронка Наблюдение за постановкой и проведением окрашивания пламени. Состав акварельных химических опытов. красок.(4 часа) Учимся составлять последовательность выполнения Практическая работа №7. Изготовление действий, составлять простейшую инструкцию из акварельных красок двух-трех шагов. Тема №3. «Мыльная» химия. Зубная паста. Знакомимся с многообразием химического Понятие о мыльных пузырях. (6 часов) оборудования Практическая работа №8 . «Мыльные опыты». Осваиваем простейшие приемы работы с химическим оборудованием. Тема №4. Вода и ее свойства. (7 часов) Чтение дополнительной литературы. Творческая Практическая работа №9. « Сломанный карандаш» деятельность. Соблюдение техники безопасности. Практическая работа №10. «Гибкая вода» Практическая работа №11. Научи яйцо плавать Практическая работа №12. Может ли "кипеть" холодная вода? Тема №5. Выставка. Работы для выставки. (3часа) Практическая работа №13. «Изготовление поделок из соленого теста» Практическая работа №14. «Роспись поделок из солёного теста» Тема №6. Итоговое занятие. Что мы узнали? Оформление выставки. (1час) 2 КЛАСС Введение (3 часа). Знакомство с химией. Химия – наука о веществах. Из истории химии. Что такое химия. Химические явления в природе и в жизни человека. Формы работы: -индивидуальная -работа в парах -групповые Тема №1. Химия вокруг нас. Химия и вещества. Химия на кухне и в быту. Питьевая сода. «Опыты на кухне»(10 часов) -самостоятельная работа -практические работы Практическая работа №1. Опыт с уксусом и содой Методы: «Вулкан» Практическая работа №2. Опыт с содой и уксусом -словесные «Надуй шар» Практическая работа №3. Опыт «Лава – лампа» -наглядные Практическая работа №4. Опыт с молоком и красками -практические Практическая работа №5. Опыт «Фейерверк в банке» Основные виды учебной деятельности: Практическая работа №6. Опыт «Невидимые чернила» Составление диалога. Знакомство с наукой через рассказ учителя. Тема №2. Знакомство с лабораторным оборудованием. Реакции Упорная воронка Наблюдение за постановкой и проведением окрашивания пламени. Состав акварельных красок.(4 химических опытов. часа) Учимся составлять последовательность выполнения Практическая работа №7. Изготовление действий, составлять простейшую инструкцию из акварельных красок двух-трех шагов. Тема №3. «Мыльная» химия. Зубная паста. Понятие Знакомимся с многообразием химического о мыльных пузырях. (6 часов) Практическая работа оборудования №8 . «Мыльные опыты». Осваиваем простейшие приемы работы с химическим оборудованием. Тема №4. Вода и ее свойства. (7 часов) Чтение дополнительной литературы. Творческая Практическая работа №9. « Сломанный карандаш» деятельность. Соблюдение техники безопасности. Практическая работа №10. «Гибкая вода» Практическая работа №11. Научи яйцо плавать Практическая работа №12. Может ли "кипеть" холодная вода? Тема №5. Выставка. Работы для выставки. (3часа) Практическая работа №13. «Изготовление поделок из соленого теста» Практическая работа №14. «Роспись поделок старину. Практическая работа №9 «Изготовление мыла» Практическая работа №10 «Исследование жёсткости воды из разных источников» Практическая работа №11 «Изготовление щёлока» Практическая работа№12 «Исследование свойств щёлока» Тема №4. « Химия в аптечке» (2часа) Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт. Старые лекарства, как с ними поступить. Тема №5 «Химия вне дома» (2часа) Мел, применение, состав. Практическая работа №14 «Изготовление мелков» Известняк. Мрамор. Глина. Песок. Тема №6. Итоговое занятие. Что мы узнали? Оформление выставки. (3часа) 3 КЛАСС Введение (1 час) Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами Тема№1. Химия вокруг нас. Химия и вещества. (1час) Формы работы: -индивидуальная -работа в парах -групповые Тема №2. «Чудеса на маминой кухне» (15часов) Химия на кухне и в быту. Питьевая сода. Практическая работа №1. «Цветной взрыв в молоке» Практическая работа №2. «Светящийся -самостоятельная работа -практические работы помидор» Практическая работа №3. Опыт н смешение жидкостей Практическая работа №4. «Лизун» в домашних условиях Практическая работа №5. Лопни шарик при помощи апельсина Практическая работа №6. «Кола и молоко» Практическая работа №7. «Торнадо в бутылке» Практическая работа №8. «Вулкан» Практическая работа №9. Опыт «Лава – лампа» Практическая работа №10. Изготовление поделок из соленого теста Практическая работа №11. Роспись поделок из соленого теста Методы: -словесные -наглядные -практические Основные виды учебной деятельности: Составление диалога. Знакомство с наукой через рассказ учителя. Наблюдение за постановкой и проведением химических опытов. Учимся составлять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из Тема №3. «Химия в ванной комнате». (8 часов) двух-трех шагов. История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла Учимся строить рассуждения в форме связи простых от туалетного. суждений об объекте Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое Знакомимся с многообразием химического «жидкое мыло». Зубная паста. Стиральные порошки и оборудования другие моющие средства. Какие порошки самые Осваиваем простейшие приемы работы с химическим опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств?оборудованием. Жёсткость воды и методы её устранения. Щёлок: как Чтение дополнительной литературы. Творческая его варили в старину. деятельность. Соблюдение техники безопасности. Практическая работа№12 «Бомбочки для ванной» Практическая работа №13 «Рисование мыльными пузырями» Практическая работа №14 «Пугливые перчинки» Практическая работа №15 «Мыло – силач» Практическая работа№16 «Рисование мылом по ткани» Тема №4. Химия в аптечке (3часа) Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт. Старые лекарства, как с ними поступить. 4КЛАСС Введение. (3 часа) Формы работы: Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов. -индивидуальная -работа в парах -групповые Тема №1. «Химическая лаборатория. » (7 часов) -самостоятельная работа Правила техники безопасности. Химическая лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. -практические работы Методы: -словесные Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии. Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией. Химическая посуда. -наглядные -практические Основные виды учебной деятельности: Тема №2. «Химия и планета Земля» .(12 часов) Составление диалога. Знакомство с наукой через Состав атмосферы. Кислород как важнейший рассказ учителя. компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение Наблюдение за постановкой и проведением для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. химических опытов. Чистые вещества и смеси. Способы разделения Анализируют объекты с выделением существенных и смесей. Растворы насыщенные и ненасыщенные. несущественных признаков Кристаллы. Растворы с кислотными и основными Сравнивают по заданным критериям два три объекта, свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. выделяя два-три существенных признака Состав земной коры. Минералы и горные породы. Учимся составлять последовательность выполнения Природные ресурсы и их действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. Учимся строить рассуждения в форме связи химическая переработка. Представление о рудах. простых суждений об объекте Знакомимся с многообразием химического Биосфера. Растительный и животный мир на земле. Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение оборудования Осваиваем простейшие приемы работы с химическим окружающей среды. оборудованием. Практическая работа №3 Растворение в воде сахара, Чтение дополнительной литературы. Творческая соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, деятельность. Соблюдение техники безопасности. отваров. Практическая работа №4 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.» Практическая работа №5 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов». Практическая работа №6 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» Практическая работа №7 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья». Тема №3. «История химии» .(6 часов) Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии. Тема №4. «Обобщение знаний» .(6 часов)