Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании МО приказом МБОУ протокол «ООШ №12» от 26. 08. 2024 от 02.09.2024 №1 № 31 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный пожарный» для 7 класса на 2024-2025 учебный год Составитель Левинская Т.В., учитель математики, высшая квалификационная категория Мариинск 2024 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный пожарный» «МожемЧудоСовершить» разработана на основе авторской программы В.А.Горского. В основу программы внеурочной деятельности дружины юных пожарных положены идеи и положения Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа направлена на формирование у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений, распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в конечном счете, для воспитания личности безопасного типа - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом, разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Актуальность программы Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха. Статистика пожаров говорит нам о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности программа дружины юных пожарных . В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем, с приборами пожаротушения и во многих других ситуациях. Целью рабочей программы является повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка детских добровольных пожарных дружин. Формы организации внеурочной деятельности: беседы; экскурсии; викторины; презентации; театрализованное представление. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Цель данной программы в области формирования системы знаний и умений: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: формировать навыки безопасного поведения; ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни; изучить методы и приемы защиты от опасностей; изучить основы медицинских знаний; обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях; изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование; расширить кругозор; развить воображение детей; стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей. Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 1 часу. Программа составлена на основе следующих принципов общекультурного развития и воспитания: принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности; принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни; принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий; принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другом, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка; принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий от простого к сложному; принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Перечисленные ориентиры могут составить основу проектируемой программы формирования универсальных учебных действий. Можно выделить четыре блока основных видов УУД: - личностные универсальные учебные действия: умение жить по правилам; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделять нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование; осуществление учебных действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция; - познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; знаково-символические; информационные; логические; - коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: выраженной устойчивой познавательной мотивации; положительной, адекватной, дифференцированной самооценки; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам; установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь; Регулятивные результаты: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять инициативу в сотрудничестве; самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; Познавательные результаты: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные результаты: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников; последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий. В результате освоения программы дружины юных пожарных «МожемЧудоСовершить» учащиеся должны: знать: - основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ; - принципы организации и порядок тушения пожаров; - особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений; Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи; Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах. научиться: - применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи; - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; - контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях. иметь представление: - об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров; - о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения; - о природных явлениях региона; - о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах. Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступают в составе агитбригады. Содержание программы курса внеурочной деятельности I. Пожарно - профилактическая подготовка. 1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных России. Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II,; пожары Москвы; научнотехнические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов. 2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Понятие о физико-химических основах горения. Огонь – друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем. Практическая работа: демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения. 3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Практическая работа: выполнение презентаций на тему «Причины возникновения пожаров» 4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. 5. Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приемов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. Выполнение памяток по теме. 6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Практическая работа: подготовка иллюстрированных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. II. Тактико-техническая подготовка 1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно - деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. 2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно- техническое вооружение. Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе. Экскурсия в пожарную часть. Изготовление поделок на тему «Средства тушения пожара» 3. Основы профессии пожарного Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного» Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечнососудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь. Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. 4. Противопожарное водоснабжение Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоемы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения. 5. Подготовка театрализованного представления по противопожарной безопасности «Новый год без хлопот» Формирование знаний правил пожарной безопасности. Индивидуальное и групповое обучение. Подготовка декораций и костюмов кпредставлению. Практическая работа: репетиция и отработка ролей . Подведение итогов. Театрализованное представление . Подведение итогов работы. Практическая работа: показ театрализованного представления. 8. Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» Подготовка к викторине «Моя безопасность». Практическая работа: проведение викторины «Моя безопасность». Приложение 1 Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 Итог о Темы Количество часов Всего Теория Практика I. Пожарно-профилактическая подготовка Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и 2 1 1 добровольных пожарных России Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников 2 1 1 зажигания. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных 1 0,5 0,5 пожарах Правила пожарной безопасности в школе и в быту 2 1 1 Что делать при возникновении пожара? 2 1 1 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности 1 0,5 0,5 II. Тактико-техническая подготовка Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения 4 2 2 Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование 3 1 2 Основы профессии пожарного 2 1 1 Первичная доврачебная помощь при пожаре 4 1 3 Противопожарное водоснабжение 3 1 2 Подготовка театрализованного представления по противопожарной безопасности. 5 1 4 Подведение итогов. Театрализованное представление сказки «Теремок» 1 1 Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» 2 1 1 34 13 21