Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный Пожарный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО

приказом МБОУ

протокол

«ООШ №12»

от 26. 08. 2024

от 02.09.2024

№1

№ 31

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Юный пожарный»
для 7 класса

на 2024-2025 учебный год

Составитель

Левинская Т.В.,

учитель математики,
высшая квалификационная
категория

Мариинск 2024

Пояснительная записка
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Юный
пожарный»
«МожемЧудоСовершить» разработана на основе авторской программы В.А.Горского. В основу
программы внеурочной деятельности дружины юных пожарных положены идеи и положения
Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа направлена на формирование у школьников сознательного отношения
к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний
и умений, распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в
конечном счете, для воспитания личности безопасного типа - личности, хорошо знакомой с
современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность,
стремящейся решать эти проблемы и при этом, разумно сочетать личные интересы с интересами
общества.
Актуальность программы
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий,
проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений
общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества
опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем
случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения
каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его
нормальной жизни, труда и отдыха.
Статистика пожаров говорит нам о необходимости усиления систематического и
планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить,
учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая
для внеурочной деятельности программа дружины юных пожарных .
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по
поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по
безопасности в обращении с огнем, с приборами пожаротушения и во многих других ситуациях.
Целью рабочей программы является повышение уровня знаний учащихся по пожарной
безопасности, подготовка детских добровольных пожарных дружин.
Формы организации внеурочной деятельности:
 беседы;
 экскурсии;
 викторины;
 презентации;
 театрализованное представление.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель данной программы в области формирования системы знаний и умений: освоение
знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного
поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения
здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные
опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
 формировать навыки безопасного поведения;
 ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни;
 изучить методы и приемы защиты от опасностей;
 изучить основы медицинских знаний;

 обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
 изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное
существование;
 расширить кругозор;
 развить воображение детей;
 стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.
Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 1
часу.
Программа составлена на основе следующих принципов общекультурного развития и
воспитания:
принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников
глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности;
принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека,
семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных
отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют
смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат
основными ориентирами человеческой жизни;
принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями),
учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы
ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим
человеком, ребёнка со значимым взрослым.
принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при
проведении занятий;
принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя
со значимым другом, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает
образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания,
эмпатии, способность к идентификации.
принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог
планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;
принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий от простого
к сложному;
принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.
Перечисленные ориентиры могут составить основу проектируемой программы
формирования универсальных учебных действий. Можно выделить четыре блока основных
видов УУД:
- личностные универсальные учебные действия: умение жить по правилам; умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделять нравственный
аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование; осуществление
учебных действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция;
- познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; знаково-символические;
информационные; логические;
- коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 выраженной устойчивой познавательной мотивации;
 положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении
моральным нормам;
 установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь;
Регулятивные результаты:
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять инициативу в сотрудничестве;
 самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы;
Познавательные результаты:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные результаты:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
 последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по
окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.
В результате освоения программы дружины юных пожарных «МожемЧудоСовершить»
учащиеся должны:
знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения
аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов,
инструментов, приспособлений;
Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
научиться:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения,
приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других
чрезвычайных ситуациях.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств
пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных
категорий на различных объектах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступают
в составе агитбригады.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
I. Пожарно - профилактическая подготовка.
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и
добровольных пожарных России.

Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и
развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване
Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II,; пожары Москвы; научнотехнические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления
деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов.
2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и
источников зажигания.
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь – друг и враг человека; какую
пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия
пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры
предосторожности в обращении с огнем.
Практическая работа: демонстрация особенностей возгорания различных горючих
материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения.
3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о
некоторых характерных пожарах.
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение
травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных
пожарах.
Практическая работа: выполнение презентаций на тему «Причины возникновения пожаров»
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и
культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды
и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к
содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном
образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5. Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила
действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приемов тушения
возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
Выполнение памяток по теме.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в
Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных,
юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстрированных материалов для проведения бесед по
профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров.
Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации.
Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип
действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения.
Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных;
проведение организационно - деятельностной игры по отработке действий юных пожарных
при возникновении возгорания.

2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное
оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств
тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Технические
характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их
применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная
техника и пожарно- техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств
пожаротушения в быту, в школе. Экскурсия в пожарную часть. Изготовление поделок на тему
«Средства тушения пожара»
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела.
Формирование у ребят необходимых волевых и морально психологических качеств.
Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного»
Первичная доврачебная помощь при пожаре
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология
человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечнососудистая
система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения,
первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной
помощи пострадавшим при пожаре.
4. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи
воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного
водоснабжения.
5. Подготовка театрализованного представления по противопожарной безопасности
«Новый год без хлопот»
Формирование знаний правил пожарной безопасности. Индивидуальное и групповое
обучение. Подготовка декораций и костюмов кпредставлению.
Практическая работа: репетиция и отработка ролей
.
Подведение итогов. Театрализованное представление .
Подведение итогов работы.
Практическая работа: показ театрализованного представления.
8. Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»
Подготовка к викторине «Моя безопасность».
Практическая работа: проведение викторины «Моя безопасность».

Приложение 1
Учебно-тематический план
№
п/п
1

2

3

4
5
6

1
2
3
4
5
6
7

8
Итог
о

Темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика
I. Пожарно-профилактическая подготовка
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных
пожарных. Развитие пожарной охраны и
2
1
1
добровольных пожарных России
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные
характеристики горючей среды и источников
2
1
1
зажигания.
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за
последний год. Рассказы о некоторых характерных
1
0,5
0,5
пожарах
Правила пожарной безопасности в школе и в быту
2
1
1
Что делать при возникновении пожара?
2
1
1
Ответственность за нарушение правил пожарной
безопасности
1
0,5
0,5
II. Тактико-техническая подготовка
Средства противопожарной защиты и тушения
пожаров. Общие сведения
4
2
2
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные
автомобили и противопожарное оборудование
3
1
2
Основы профессии пожарного
2
1
1
Первичная доврачебная помощь при пожаре
4
1
3
Противопожарное водоснабжение
3
1
2
Подготовка театрализованного представления по
противопожарной безопасности.
5
1
4
Подведение итогов. Театрализованное представление
сказки «Теремок»
1
1
Обобщение по разделу. Викторина «Моя
безопасность»

2

1

1

34

13

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».