Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол от 26. 08. 2024 №1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ №12» от 02.09.2024 № 31 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Школьный музей» для 7 класса на 2024-2025 учебный год Составитель Левинская Т.В., учитель математики, высшая квалификационная категория Мариинск 2024 В будущее мы входим, Оглядываясь на прошлое. П. Валери. Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников. В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным направлением в образовании, накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания. Программа курса внеурочной деятельности «Школьный музей» посвящена развитию творческого потенциала растущего гражданина – приемника в эстафете поколений – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный музей. Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирование их жизненной активности. Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Основным принципом реализации программы является: принцип межпредметных связей. Направленность программы по содержанию является гражданско-патриотической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной подготовки. Новизна программы «Школьный музей» заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории школы через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм. Актуальность программы обусловлена тем, что в обучении школьников основам музейного дела используется интеграция музейной педагогики, основного образования через основные направления работы: Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание школьной газеты и информационного киоска на страничке сайта школы. Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков, классных часов, занятий кружка, проектных работ. Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии. Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч. Общение. Встречи с целью знакомства и общения с людьми разных профессий, ветеранами, знаменитыми выпускниками школы. Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в полугодие), встречи за «круглым» столом. Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные уроки и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе. ЦЕЛИ: 1. Обучить основам музейной работы. 2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся. 3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, малой Родины и Отечества. ЗАДАЧИ: 1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. 2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для пополнения музейного фонда. 3. Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой. 4. Формирование навыков работы с архивными документами. 5. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему. 6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий, умения правильного оформления собранного материала. 7. Укрепление школьных традиций. Общее количество часов – 102 часа 1 год обучения – 7 класс 34 часа 2 год обучения – 8 класс 34 часа 3 год обучения – 9 класс 34 часа Срок реализации: 3 года. Направления деятельности: Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно. Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. Основные формы занятий: • лекции; • экскурсии; • консультации; • литературные и исторические гостиные; • киносеансы; • встречи с интересными людьми; • исторические игры, викторины; • проектная и исследовательская деятельность; • использование интернет – технологий; • создание видеопрезентаций; • посещение школьных музеев и музеев города ; • оформление выставок, обновление экспозиций; • встречи с ветеранами войны. Ожидаемые результаты: 1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы с историей родного края, с историей России. 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников. Способы проверки результатов освоения программы: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть: - учебная экскурсия в музее; - урок-экскурсия в музее; - использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке; - демонстрация музейных предметов во время беседы учителя; - подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее; - написание и защита исследовательской работы; - проведение учебно-практических конференций; - оформление альбома-отчёта; - самостоятельное оформление стендов; - сбор и систематизация материала по работникам и выпускникам школы; - участие учащихся в районных, окружных, всероссийских конкурсах с творческими и исследовательскими работами краеведческого характера. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.