Рабочая программа курса внеурочной деятельности Школьный музей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол
от 26. 08. 2024
№1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ
«ООШ №12»
от 02.09.2024
№ 31

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Школьный музей»
для 7 класса
на 2024-2025 учебный год

Составитель Левинская Т.В.,
учитель математики,
высшая квалификационная
категория

Мариинск 2024

В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое.
П. Валери.
Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов
искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться
к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь
органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и
смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая
среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников.
В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным
направлением в образовании, накоплен определенный опыт развития личности ребенка
музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в
процессе обучения и воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный музей» посвящена
развитию творческого потенциала растущего гражданина – приемника в эстафете
поколений – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный
музей.
Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и
способностей детей, формирование их жизненной активности. Технологическую основу
программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму
творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой
присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и
традициям родного края. Основным принципом реализации программы является: принцип
межпредметных связей.
Направленность программы по содержанию является гражданско-патриотической,
по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации –
кружковой, по времени реализации – трехгодичной подготовки.
Новизна программы «Школьный музей» заключается в изменении содержания
образовательного курса на основе изучения истории школы через методическую систему
занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм.
Актуальность программы обусловлена тем, что в обучении школьников основам
музейного дела используется интеграция музейной педагогики, основного образования
через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его
коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций,
электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных
экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание школьной газеты и
информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков.
Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в
форме экскурсий, музейных уроков, классных часов, занятий кружка, проектных работ.
Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков
истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это
направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических
игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с людьми разных профессий,
ветеранами, знаменитыми выпускниками школы.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых
дверей (1 раз в полугодие), встречи за «круглым» столом.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и
методы музейной педагогики дают возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе
детей к исследовательской деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и внеклассные занятия, исследовательскую работу в
школьном музее и школе.
ЦЕЛИ:
1. Обучить основам музейной работы.
2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и
исследовательской деятельности учащихся.
3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, малой Родины и
Отечества.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для
пополнения музейного фонда.
3.
Развитие
умения работать с различными источниками информации:
периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической,
художественной литературой.
4. Формирование навыков работы с архивными документами.
5. Развитие
навыка самостоятельного исследования материала, подготовки
рефератов на предложенную тему.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во
время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий,
умения правильного оформления собранного материала.
7. Укрепление школьных традиций.
Общее количество часов – 102 часа
1 год обучения – 7 класс 34 часа
2 год обучения – 8 класс 34 часа
3 год обучения – 9 класс 34 часа
Срок реализации: 3 года.
Направления деятельности:
 Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными
ценностями.
 Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык
музейной экспозиции.
 Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
 Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более
эффективно.
 Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме
отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и
педагогов дополнительного образования.

Основные формы занятий:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города ;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Ожидаемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по
истории школы, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и
фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь
истории школы с историей родного края, с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к
истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения
перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город,
достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на
знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и
навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в
процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации
предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по
экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на
внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном
(семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в
процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у
учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и
вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического
сознания школьников.
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на
уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на
основе их самостоятельной работы в музее;
- написание и защита исследовательской работы;
- проведение учебно-практических конференций;
- оформление альбома-отчёта;

- самостоятельное оформление стендов;
- сбор и систематизация материала по работникам и выпускникам школы;
- участие учащихся в районных, окружных, всероссийских конкурсах с творческими
и исследовательскими работами краеведческого характера.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую
активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного
приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о
традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых
воспитываются нынешние поколения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».