МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Кузбасса Управление образования Администрации Мариинского муниципального округа МБОУ «ООШ № 12» Мариинского МР ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол от 28.08.2024 №18 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «ООШ №12» ________________________ Зинаида Васильевна Карташова Приказ № 157 от «28» 08 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Я — ВОЛОНТЕР» для 6- 7 классов Мариинск, 2024 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО). В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В Концепции модернизации российского образования, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования». Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социальнозначимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне. Цель: Развитие детского волонтёрского движения в школе. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России. 2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей. 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями. 3 5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. Правовой базой для составления программы являются: • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5); • Конвенция ООН о правах ребенка. Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД): - в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; - в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; - в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учтёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности. Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях. Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и объем учебного времени Программа строится на основе знаний возрастных, психолого педагогических, физических особенностей детей 11 - 14 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью. Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан на один год. Продолжительность учебного года: 6-7 классы - 35 учебных недель. Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в 4 неделю по одному часу для 6-7 классов. Продолжительность занятия – 40 минут. 2. Формы реализации Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. 3. Методы обучения Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я помощник». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий (художественный); метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой; КТД. III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ходе изучения данного курса предполагается ориентация достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. на Личностные результаты освоения программы «Я волонтер – я помощник» должны отражать: - духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 5 - коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты освоения программы являются в: -расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); - умении организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Направления работы: - духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; - патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона; - здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; - формирование толерантности – организация досуга учащихся Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся: - активность участия; - умение планировать работу волонтёров; - самостоятельность. В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания: Обучающиеся будут знать: - о волонтерском движении в России; - права и обязанности волонтеров; - основные направления деятельности волонтеров; - основные формы работы волонтеров. Обучающиеся будут уметь: - организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; - аргументировано отстаивать свою позицию; - адекватно общаться с учащимися и взрослыми; - издавать агитационную печатную продукцию; - принимать общечеловеческие ценности. 6 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-7 классы Тема учебного занятия Всего, Количество часов Характеристика час деятельности Аудитор Внеуади обучающихся ные торные Мы – волонтеры! - 5 часов № 1 1 1 Участие в беседе. Просмотр видеофильмов, обсуждение 1 1 Составление плана, изготовление эмблемы, разработка правил 1 1 Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение 1.4 Встреча с руководителем 1 Школы социального волонтерства 1 Налаживание взаимодействия, просмотр презентации 1.5 1 Проект. Разработка визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" Доброта, забота, милосердие - 14 часов Участие в беседе Выполнение проекта "Паспорт Волонтера" Изготовление праздничной открытки с Днѐм пожилого человека Поздравление пожилых людей на квартирах с Днѐм пожилого человека Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны Участие в беседе Изготовление открытки Выступление детей 1.1 . 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 Вводный урок. Волонтерское движение. Первый сбор «Эстафета добрых дел»: составление плана работы Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. «Что умеет волонтер? Что умеем мы?» Права и обязанности волонтера 1 1 1 1 1 Участие в беседе Изготовление подарка 7 2.4 Помощь в организации квеста по ПДД для начальных классов 1 2.5 Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю Поздравление библиотекаря школы с Днѐм школьных библиотек Проведение акции «Самая чистая школьная площадка» 1 2.8 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» 1 2.9 Акция «Вахта памяти». 1 2.10 Изготовление для мам подарков ко Дню матери 1 1 Участие в беседе Изготовление подарка 2.11 Изготовление подарков к Дню инвалида. 1 1 Участие в беседе Изготовление подарков. 2.12 Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ѐлки К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» 1 1 1 1 Участие в беседе Организация выставки-продажи сувениров Участие в беседе Изготовление новогодних игрушек 2.6 2.7 2.13 2.14 1 Участие в беседе Изготовление закладки 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Мы – за здоровый образ жизни! – 3 часа 3.1 Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» 1 1 Разработка заданий, распределение обязанностей Выступление детей, вручение подарков школьному библиотекарю Уборка территории школы Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение Участие в беседе Уборка памятника и территории Участие в беседе Развешивание кормушек и кормление птиц Участие в беседе Изготовление буклетов по ЗОЖ 8 3.2 Проведение Недели Здоровья в школе 3.3 1 8 февраля – День зимних видов спорта Доброта, забота, милосердие – 7 часов 4. 1 1 1 Участие в спортивных соревнованиях Изготовление буклетов по тебе «Мы за ЗОЖ!» Участие в соревнованиях 4.1 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце» 1 1 Участие в беседе Выполнение тренинга 4.2 Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днѐм защитника Отечества Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днѐм защитника Отечества Изготовление подарков для педагогов ко Дню 8 Марта 1 1 Участие в беседе Изготовление открыток 4.5. Поздравление педагогов с Днѐм 8 Марта 1 1 Выступление детей, вручение подарков 4.6 2.04 – Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки 12.04 – Международный день милосердия. «Будьте Милосердным» 1 1 Участие в беседе Ремонт книг 4.3 4.4 4.7 5. 1 1 1 1 Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла Участие в беседе Изготовление подарков 1 1 Вот - моя деревня, вот – мой дом родной! – 4 часа Участие в беседе Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение 9 Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» Трудовой десант 1 1 1 Участие в уборке территории 5.3 Участие к акции «Ветеран живѐт рядом». 1 1 5.4 КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты В кругу друзей – 2 часа 1 1 Выступление детей, поздравление ветерана Участие в беседе Создание листовок, развешивание их на улицах 1 1 Проведение линейки Выполнение анкеты 1 1 Оформление Дневника отряда «Юные волонтеры» 5.1 5.2 6. Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) 6.2 Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел» Итого: 35 часов 6.1 Участие в беседе Составление плана действий 1 V. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ № п/п 1 2 Разделы программы Мы – волонтеры! Участие акциях. в благотворительных Виды контроля Вводный, текущий, итоговый Форма контроля Тренинг – 2 Проект – 2 Анкетирование –2 Ведение дневника волонтеров - 2 Изготовление поделок – 13 Трудовые дела 10 3 Пропаганда ЗОЖ –6 Проект – 1 Акции – 6 Акции – 3 Выступление агит отряда -1 Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения Дневника волонтеров, статей в газете, на школьном сайте, фотоотчетов VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы, обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. I год обучения Раздел 1. Мы – волонтеры! - 4 часа Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях по четырем направлениям- 27 часов 1. «Вот – моя деревня, вот – мой дом родной!» (4 часа) 2. «В кругу друзей» (2 часа) 3. «Доброта, забота, милосердие» (21 часов) Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории. Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ – 3 часа 11 Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агит отряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников. VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, Просвещение 2021. (стандарты второго поколения). 2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2021 3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2021 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2021 Сайты Интернет 1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all 2. Институт волонтѐрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0481 3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.ht m 4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm 5. Волонтѐрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm 6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 7. Волонтѐрское движение «Милосердие» http://www.miloserdie-nn.ru/