Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я -ВОЛОНТЕР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кузбасса
Управление образования Администрации Мариинского муниципального округа
МБОУ «ООШ № 12» Мариинского МР

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол от 28.08.2024 №18

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «ООШ №12»
________________________
Зинаида Васильевна Карташова
Приказ № 157 от «28» 08 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Я — ВОЛОНТЕР»
для 6- 7 классов

Мариинск, 2024

2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» составлена на
основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ одной
из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к
участию в общественно-политической жизни страны и государственной
деятельности.
В Концепции
модернизации
российского
образования, что
«общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные
компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя
ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать
конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и
улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен
большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские
активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных
форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным
образом, политических взглядов детей.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или
добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение
сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социальнозначимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной
извне.
Цель:
Развитие детского волонтёрского движения в школе.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и
красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с
ограниченными возможностями.

3

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
Правовой базой для составления программы являются:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
• Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа направлена на формирование универсальных учебных
действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению
благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой
информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учтёт
позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и
коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская
деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она
протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт
конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на
формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного
общения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и
объем учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого педагогических, физических особенностей детей 11 - 14 лет, увлекающихся
социально значимой деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности
рассчитан на один год.
Продолжительность учебного года: 6-7 классы - 35 учебных недель.
Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в

4

неделю по одному часу для 6-7 классов. Продолжительность занятия – 40
минут.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях
предусматриваются
следующие
формы
организации
деятельности:
индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое
занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского
движения, а также их практической реализации.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы
используются современные методы обучения и образовательные технологии
деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга.
Отбор
осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса
внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я
помощник». На занятиях используются общепедагогические методы, к
которым относятся:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой;
КТД.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация
достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

на

Личностные результаты освоения программы «Я волонтер – я помощник»
должны отражать:
- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе
нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;

5

- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга учащихся
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтёров;
- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у
учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.

6
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6-7 классы
Тема учебного занятия
Всего,
Количество часов
Характеристика
час
деятельности
Аудитор Внеуади
обучающихся
ные
торные
Мы – волонтеры! - 5 часов

№

1

1

1

Участие в беседе.
Просмотр
видеофильмов,
обсуждение

1

1

Составление плана,
изготовление
эмблемы, разработка
правил

1

1

Участие в беседе
Просмотр Интернет
ресурсов, обсуждение

1.4

Встреча с руководителем 1
Школы социального
волонтерства

1

Налаживание
взаимодействия,
просмотр презентации

1.5

1
Проект. Разработка
визитки "Ты хочешь
стать волонтером?",
кодекс настоящего
волонтера, куда могут
войти "10
заповедей волонтера"
или "права волонтера"
Доброта, забота, милосердие - 14 часов

Участие в беседе
Выполнение проекта
"Паспорт
Волонтера"

Изготовление
праздничной открытки с
Днѐм пожилого человека
Поздравление пожилых
людей на квартирах с
Днѐм пожилого человека
Изготовление сувениров
для ветеранов Великой
Отечественной войны

Участие в беседе
Изготовление
открытки
Выступление детей

1.1
.

1.2

1.3

2.
2.1

2.2

2.3

Вводный урок.
Волонтерское
движение. Первый сбор
«Эстафета добрых дел»:
составление плана
работы
Организационное
заседание волонтерской
команды. Распределение
поручений.
«Что умеет волонтер?
Что умеем мы?»
Права и обязанности
волонтера

1

1

1

1

1

Участие в беседе
Изготовление подарка

7
2.4

Помощь в организации
квеста по ПДД для
начальных классов

1

2.5

Изготовление закладок
для книг в подарок
школьному
библиотекарю
Поздравление
библиотекаря школы с
Днѐм школьных
библиотек
Проведение акции
«Самая чистая школьная
площадка»

1

2.8

13 ноября – Всемирный
день доброты. «Наши
добрые дела»

1

2.9

Акция «Вахта памяти».

1

2.10

Изготовление для мам
подарков ко Дню матери

1

1

Участие в беседе
Изготовление подарка

2.11

Изготовление подарков к
Дню инвалида.

1

1

Участие в беседе
Изготовление
подарков.

2.12

Проведение
благотворительной
акции «Спешите делать
добро»
Изготовление
новогодних игрушек из
бумаги для школьной
новогодней ѐлки
К Всероссийскому дню
зимующих птиц.
«Покормите птиц зимой»

1

1

1

1

Участие в беседе
Организация
выставки-продажи
сувениров
Участие в беседе
Изготовление
новогодних игрушек

2.6

2.7

2.13

2.14

1

Участие в беседе
Изготовление
закладки

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Мы – за здоровый образ жизни! – 3 часа

3.1

Организация и
проведение игры
«Полезные и вредные
привычки»

1

1

Разработка заданий,
распределение
обязанностей

Выступление детей,
вручение подарков
школьному
библиотекарю
Уборка территории
школы

Участие в беседе
Просмотр
видеофильмов,
обсуждение
Участие в беседе
Уборка памятника и
территории

Участие в беседе
Развешивание
кормушек и
кормление птиц
Участие в беседе
Изготовление
буклетов по ЗОЖ

8
3.2

Проведение Недели
Здоровья в школе

3.3

1
8 февраля – День зимних
видов спорта
Доброта, забота, милосердие – 7 часов

4.

1

1

1

Участие в спортивных
соревнованиях
Изготовление
буклетов по тебе «Мы
за ЗОЖ!»
Участие в
соревнованиях

4.1

17 февраля – День
спонтанного проявления
доброты. Тренинг
«Доброта как Солнце»

1

1

Участие в беседе
Выполнение тренинга

4.2

Изготовление открыток
для ветеранов Великой
Отечественной войны и
тружеников тыла с Днѐм
защитника Отечества
Поздравление ветеранов
Великой Отечественной
войны и тружеников
тыла на квартирах с
Днѐм защитника
Отечества
Изготовление подарков
для педагогов ко Дню 8
Марта

1

1

Участие в беседе
Изготовление
открыток

4.5.

Поздравление педагогов
с Днѐм 8 Марта

1

1

Выступление детей,
вручение подарков

4.6

2.04 – Международный
день детской книги.
Ремонт книг школьной
библиотеки
12.04 – Международный
день милосердия.
«Будьте
Милосердным»

1

1

Участие в беседе
Ремонт книг

4.3

4.4

4.7

5.

1

1

1

1

Выступление детей,
вручение подарков
ветерану и
труженикам тыла
Участие в беседе
Изготовление
подарков

1

1

Вот - моя деревня, вот – мой дом родной! – 4 часа

Участие в беседе
Просмотр
видеофильмов,
чтение
художественных
произведений,
обсуждение

9
Проектирование
действий по
благоустройству.
Подготовка к акции
«Мой двор, моя улица»
Трудовой десант

1

1

1

Участие в уборке
территории

5.3

Участие к акции
«Ветеран живѐт рядом».

1

1

5.4

КТД Оформление и
распространение
электронных листовок с
обращением к жителям
города о сохранении
чистоты
В кругу друзей – 2 часа

1

1

Выступление детей,
поздравление
ветерана
Участие в беседе
Создание листовок,
развешивание их на
улицах

1

1

Проведение линейки
Выполнение анкеты

1

1

Оформление
Дневника отряда
«Юные волонтеры»

5.1

5.2

6.

Могу ли я быть
волонтером?
(анкетирование)
6.2
Итоговое занятие «Итоги
акции «Эстафета добрых
дел»
Итого: 35 часов
6.1

Участие в беседе
Составление плана
действий

1

V. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

№
п/п
1

2

Разделы программы
Мы – волонтеры!

Участие
акциях.

в

благотворительных

Виды
контроля
Вводный,
текущий,
итоговый

Форма
контроля
Тренинг – 2
Проект – 2
Анкетирование
–2
Ведение
дневника
волонтеров - 2
Изготовление
поделок – 13
Трудовые дела

10

3

Пропаганда ЗОЖ

–6
Проект – 1
Акции – 6
Акции – 3
Выступление
агит отряда -1

Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения
Дневника волонтеров, статей в газете, на школьном сайте, фотоотчетов
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя
тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это
позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей
жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и
неравнодушным к миру вокруг.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация
программы предусматривает включение учащихся в социальную практику,
образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой
деятельности.
Освоение
программы
обучающимися
осуществляется
последовательно: от теории к практике. При изучении программы,
обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
I год обучения
Раздел 1. Мы – волонтеры! - 4 часа
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с
правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся
осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие
в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в
волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Ведение
дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях
по четырем направлениям- 27 часов
1. «Вот – моя деревня, вот – мой дом родной!» (4 часа)
2. «В кругу друзей»
(2 часа)
3. «Доброта, забота, милосердие»
(21 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и
внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди.
Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания,
полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о
зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.
Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ – 3 часа

11

Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты»,
проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка
для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о
правильном питании, готовят выступление агит отряда, тем самым
пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, Просвещение 2021.
(стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности.
М.: Просвещение, 2021
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. М.: Просвещение, 2021
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред.
А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2021
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтѐрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.ht
m
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтѐрский отряд «Планета друзей»
http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтѐрское движение «Милосердие» http://www.miloserdie-nn.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».