Рабочая программа курса векурочной деятнльности Орллята России 1-4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол от 26.08.2024 № 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2024 № 31

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Орлята России»
для обучающихся 1-4 классов

Мариинск, 2024

Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
«Орлята России»
Личностные результаты
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» призвана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовнонравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина,
качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий,
приносящих ей вред;
признание индивидуальности каждого человека; проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям выполнение
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудовое воспитание осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные
интересы,
активность, инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании. Проявление
желания
обогащать
свои знания,
способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
- способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли;
2.

-

умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
умение
понимать
нравственные
ценности
общества:
добро,
человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога); умение приобретать опыт составления
комплекса упражнений для зарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео.

Овладение универсальными коммуникативными действиями
умение проявлять
инициативность, активность,самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс

решения поставленных задач, проявлять этику общения;
- участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
- умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая
в группе;
- умение высказывать и отстаивать свое мнение;
- умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии
с поставленной задачей или вопросом;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе,
общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя
аргументы;
- умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мыслиясно, корректно по
отношению к окружающим;
- умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
- умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
- умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
- умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её
достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
- формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
Умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в
классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть
правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные знания из различных
областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и
правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные
источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные
работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественноэстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной
последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми
словами и терминами.
2 класс
Знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального
опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с
позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного
слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с
простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение

определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость
ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в
быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными
приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края;
использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества
и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство
с
понятиями
«добро»,
«доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми
делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра
(безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии
зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие
здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание
необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с
понятиями «хранитель», «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к
семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой
истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
4 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества
и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство
с
понятиями
«добро»,
«доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми
делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра
(безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии
зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие
здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание
необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с
понятиями «хранитель», «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к
семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой
истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно
к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше
познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское
движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и
дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач

учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к
новогоднему празднику, участвуют в новогоднем классном и школьном празднике.
Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона); посещений мест работы родителей-мастеров
своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемостьдетей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи, мы (класс) – хранители своих достижений, Я,Мы –
хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует
празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других
праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог
может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские
микрогруппы, для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и
чередования творческих поручений. «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового
слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в
команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать
друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки,
что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по
кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Конверт-копилка, Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к

учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что
можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая
часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне
региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной
нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в
том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) –
хранители своих достижений. Я, Мы – хранители исторической памяти своей страны.
3 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают
опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного
года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт-копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад,
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека

«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают
опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного
года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт-копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад,
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия вмомент реализации трека «Орлёнок – Эколог»
позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения
акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека:
семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания
фразы «Я и моё дело важны для Родины».

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тематическое планирование
1 класс
Название раздела (модуля, курса)
Подготовительный этап к участию в Программе
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
«Орлёнок – Эрудит»
«Орленок – доброволец»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – спортсмен»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок – Эколог»
«Орленок-лидер»
Итого

Кол-во
часов
1
1
5
4
4
4
4
5
5
33

2 класс
№п/п

Название раздела (модуля, курса)

1
2

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
«Орленок-лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – доброволец»
«Орлёнок – спортсмен»
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

3
4
5
6
7
8

Итого

Кол-во
часов
1
4
4
5
4
4
6
6
34

3 классы
№п/п

Название раздела (модуля, курса)

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
«Орленок-лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – доброволец»
«Орлёнок – спортсмен»
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Итого

1
5
4
5
4
5
4
6
34

4 классы
№п/п

Название раздела (модуля, курса)

1
2

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
«Орленок-лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – доброволец»
«Орлёнок – спортсмен»
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

3
4
5
6
7
8

Итого

Кол-во
часов
1
5
4
5
4
5
4
6
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».