Рабочая программа курса внеурочной деятельности Человек. Общество. Мир.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом МБОУ «ООШ №12»
протокол от 28.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «ООШ № 12»
№ 9от 28.08.2024 № 157

Рабочая программа
внеурочной деятельности по обществознанию
Человек. Общество. Мир.
для 9 класса
на 2024-2025 учебный год

Составитель: учитель обществознания
Брилевич Алина Сергеевна

Мариинск 2024

Пояснительная записка.
Элективный курс «Подготовка к экзамену по обществознанию» для 9
класса основной школы направлен на реализацию нового содержания
обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е.
включает знания различных общественных наук (социологии, экономической
теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной
для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых
обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися
курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к
Государственной итоговой аттестации в форме тестирования, собеседования,
защиты реферата.
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к
предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного
профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности
ученика, её социализации в современных условиях.
Факультативный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем,
охватывающих как общую характеристику современного общества как
целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных
аспектов его социальной, экономической, политической, духовной
подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и
вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно
полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание.
6-9классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с
различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия,
семинары, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной
итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение
учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции,
лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы,

герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение,
анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты;
решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта
или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому
контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины
и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений,
объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными
социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений,
социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых
позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений,
социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых
позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы
жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой
Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить
исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Человек. Общество. Мир.» у
обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственноконкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и
значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантности

Содержание курса
Введение (1ч.)
Формы итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество. (4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в
процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное
общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство
современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее
окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста. Социальная структура.
Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль
морали.

Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника.
Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав
собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав
собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы
конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы.
Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная
культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов
личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)

№
п/п
1
2
3
4
5

Тематическое планирование
Названия тем, уроков
Введение. Формы итоговой аттестации
Тема 1. Современное общество
Общество – динамичная саморазвивающаяся система
На пути к современной цивилизации
Глобальные проблемы современности
Социальные конфликты и пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей

Количество
часов
1
4
1
1
1
1
9

6
7
8
9
10
11
12

13
14

15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

25

26
27
28
29
30
31

32

Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная
дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные
ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое
правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное
решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества
Экономика и её роль в жизни общества
Экономические системы. Разбор ситуаций
Право собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Способы приобретения права
собственности. Приватизация. Защита прав
собственности. Собственность и несовершеннолетние.
Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право
Основы Конституционного строя Российской
федерации. Принципы конституционного устройства
Р.Ф.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы.
Референдумы. Публичное право. Политическая и
правовая культура граждан
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Органы государственной власти Российской федерации.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о
несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества
Формы и разновидности культуры

1
1
1
1
1
1
1

1
1
9
1
1
1

1
1
1
1
1
1
8
1

1

1
1
1
1
1
1
2
1

33
34

Образование и самообразование
Итоговое повторение

1
1

Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Биосоциальную сущность человека
Основные этапы и факторы социализации личности
Место и роль человека в системе общественных отношений
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
системы
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы,
а также важнейших социальных институтов
Основные социальные институты и процессы
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования
Особенности социально-гуманитарного познания

Уметь
1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты
(факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя
их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями
3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук
5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания
по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы
6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками

социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной
информации факты и мнения, аргументы и выводы
7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности
8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для:
1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для
принятия собственных решений; критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации
3. Решения практических проблем, возникающих в социальной
деятельности
4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции
5. Предвидения возможных последствий определённых социальных
действий
6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего
изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и
права

Литература
1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к
ГИА. – М., АСТ:Астрель, 2013
2. Репетиционные варианты. Основной Государственный экзамен 2015 г.
Обществознание. 12 вариантов. Учебное пособие/ авт. – сост. О. А.
Котова, Т. Е. Лискова.; Федеральный институт педагогических
измерений; Москва: Интеллект-Центр, 2015
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов.
Основной Государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное

пособие./ О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – Москва: Интеллект-Центр,
2015
4. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
5. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И.
6. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./
Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
7. Сборник кодексов РФ. – М.,2002
8. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для
учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
9. Интернет-ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».