Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ «ООШ №12» протокол от 28.08.2024 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «ООШ № 12» № 9от 28.08.2024 № 157 Рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию Человек. Общество. Мир. для 9 класса на 2024-2025 учебный год Составитель: учитель обществознания Брилевич Алина Сергеевна Мариинск 2024 Пояснительная записка. Элективный курс «Подготовка к экзамену по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме. Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях. Задачи курса: - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме тестирования, собеседования, защиты реферата. - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях. Факультативный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9классы» При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия. Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ. Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 учебный час Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение. Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля. Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения): К окончанию года обучения обучающиеся должны: Знать: - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; - характерные черты социального объекта, элементы его описания; Уметь: - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. -работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет; -овладение навыками компьютерных технологий; -решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии. В результате прохождения курса «Человек. Общество. Мир.» у обучающихся формируются следующие умения: Рефлексивные: - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом; - определять основания и способы своих и чужих действий; - определять способы видения мира другими людьми; Логические: - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственноконкретного к абстрактному; - оперировать с абстракциями различной степени сложности; - выдвигать гипотезы; Текстовые: - уметь освещать материал логически, последовательно; - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение; Коммуникативные: - определять основания чужой точки зрения; - вести дискуссию; - проявлять толерантности Содержание курса Введение (1ч.) Формы итоговой аттестации по обществознанию. Тема 1. Современное общество. (4 ч.) Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения. Тема 2. Человек среди людей. (9ч.) Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Политика и право. (8ч.) Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.) Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Итоговое повторение (1 ч.) № п/п 1 2 3 4 5 Тематическое планирование Названия тем, уроков Введение. Формы итоговой аттестации Тема 1. Современное общество Общество – динамичная саморазвивающаяся система На пути к современной цивилизации Глобальные проблемы современности Социальные конфликты и пути их решения. Тема 2. Человек среди людей Количество часов 1 4 1 1 1 1 9 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества Экономика и её роль в жизни общества Экономические системы. Разбор ситуаций Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Политика и право Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти Российской федерации. Правоохранительные органы в Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества Формы и разновидности культуры 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 33 34 Образование и самообразование Итоговое повторение 1 1 Требования к уровню подготовки выпускников: Знать и понимать 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Биосоциальную сущность человека Основные этапы и факторы социализации личности Место и роль человека в системе общественных отношений Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов Основные социальные институты и процессы Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Особенности социально-гуманитарного познания Уметь 1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы 2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями 3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук 5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы 6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы 7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам 9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Использовать приобретённые знания и умения для: 1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации 2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации 3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности 4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции 5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий 6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права Литература 1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М., АСТ:Астрель, 2013 2. Репетиционные варианты. Основной Государственный экзамен 2015 г. Обществознание. 12 вариантов. Учебное пособие/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.; Федеральный институт педагогических измерений; Москва: Интеллект-Центр, 2015 3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной Государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие./ О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – Москва: Интеллект-Центр, 2015 4. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова 5. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. 6. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011. 7. Сборник кодексов РФ. – М.,2002 8. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000 9. Интернет-ресурсы