Рабочая программ курса внеурочной деятельности юнармия 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол № 1 от 28.08.2025

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12» от
28.08.2025 № 157

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической
направленности
«Юнармия»

Возраст обучающихся: 13 лет
Срок реализации: 9 мес.

Авторсоставитель: Кузнецова Елена
Владимировна, учитель биологии

Мариинск, 2025 г

Актуальность программы программы «Юнармия» заключается в
необходимости реализации основной цели ВВПОД «Юнармия» - развитие и
поддержка инициативы в освоении истории отечественного воинского
искусства, вооружения и воинских традиций, освоения воинских профессий,
подготовки обучающихся к службе в рядах вооруженных сил.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления
подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и
общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и
дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей
Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления
экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности,
отлаженной
работы
всей
системы
патриотического
воспитания
подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Обществу
нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и
учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего
поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и
общество;
важнейший
духовно-нравственный
фактор
сохранения
общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В
настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического
воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными
задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась
необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя,
социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных
органов.
Цель программы: развитие у молодежи гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и
готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества,
особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов
государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в
условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и
дисциплинированности
Задачи программы:
 реализация государственной молодёжной политики Российской
Федерации;
 воспитание
чувства
патриотизма,
приверженности
идеям
интернационализма,
дружбы
и
войскового
товарищества,
противодействия идеологии экстремизма;

 воспитание уважения к Вооружённым Силам России, формирование
положительной мотивации к прохождению военной службы;
 изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества,
развитие краеведения;
 развитие духовных и нравственных качеств личности, формирование
здорового образа жизни;
 совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности,
обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой
активности;
 профессиональная ориентация подростков;
 содействие развитию активной гражданской позиции подростков;
 закрепление
навыков
полученных
в
процессе
обучения
в
общеобразовательном учреждении.
Работа по патриотическому воспитанию позволяет решать главную
задачу – воспитание гражданина – патриота своей Родины, формирует у
детей гражданскую ответственность, учит их не быть равнодушными к тем
событиям, которые происходят в стране.
Приоритетными направлениями программы являются:
 Нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение программы
 Кадровое обеспечение
 Здоровьесберегающая инфраструктура
 Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная
на военнопатриотическое воспитание
 Просветительская работа с родителями
В рамках просветительско-воспитательной работы с воспитанниками,
направленной на военно-патриотическое воспитание включены следующие
мероприятия:
1) Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за
независимость нашей Родины.
2) Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с участниками СВО.
3) Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов,
просмотров презентаций, видеофильмов.
4) Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других
праздничных
мероприятий
(концертов)
посвященных
великим
праздникам.
Программа рассчитана на 34 часа, реализуется 1 час в неделю в 6 «А»
классе.
Формы организации учебного процесса
Занятия по данной программе проводятся в форме лекций, экскурсий,
просмотра видеоматериала, товарищеских встреч, самостоятельных
подготовок, индивидуальных занятий, решения ситуационных задач, встреч с
интересными людьми-ветеранами боевых действий, специалистами ( врачи,
пожарные, сотрудники военкомата, МЧС).
Методы

 по степени активности познавательной деятельности: проблемный,
частично-поисковый;
 по источникам получения знаний: словесный, наглядный, практический.
Программа предполагает изучение методики исследовательской,
фондовой и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный
характер.
При реализации содержания данной программы расширяются знания,
полученные детьми при изучении школьных курсов истории,
изобразительного искусства, литературы и др.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагога
открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении
проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим
делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических,
аудиторных и внеаудиторных занятий с детьми и предназначена для
учащихся основной школы. Значительное количество занятий направлено на
практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск,
совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой
исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои
способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и
личностно значимых формах деятельности.
Формы и виды контроля
Контроль в различных формах общественной презентации: выставка,
экскурсия, предметная неделя, итоговая конференция, портфолио.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники
может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной
работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Разработка
наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций
и выставок, будут производиться с привлечением возможностей
информационных компьютерных технологий.
Планируемые результаты освоения программы «Юнармия»
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:






Личностные результаты включают в себя:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и
умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
развитие эмоционально-волевой сферы личности подростка в процессе
практической и теоретической деятельности;
развитие морально-этического сознания;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению
общественных наук в целом;
приобретение социальных знаний;

 понимание социальной реальности повседневной жизни;
 формирование позитивного отношения к национальным базовым
ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам
РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
поколению; сформированная гражданская компетенция;
 приобретение опыта самостоятельного социального действия;
 осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства
любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории,
уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
 умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
 оценивание усваиваемых знаний, исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор;
 воспитание патриотизма и ответственности перед соотечественниками;
 формирование мотивации дальнейшего изучения социальных процессов;
 различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную
оценку своим поступкам;
 формирование положительного опыта взаимодействия со сверстниками,
старшим поколением и младшими детьми в соответствии с
общепринятыми
нравственными
нормами;
сформированная
коммуникативная компетенция;
 формирование способности эмоционально реагировать на негативные
проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
 понимание и осознание моральных норм и правил нравственного
поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между
поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп.







Метапредметные результаты включают в себя:
развитие устойчивого познавательного интереса к истории своей Родины;
развитие представлений о различных методах познания (искусство как
метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
овладение
элементами
самостоятельной
организации
учебной
деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать
личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в
деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в
соревнованиях и смотрах);

 формирование умения находить достаточные средства для решения своих
учебных задач;
 умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
 критическое
оценивание
содержания
и
форм
современных
внутригосударственных и международных событий;
 освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,
доступных для детей возраста: формулирование с помощью учителя цели
учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана,
фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам
исследования;
 навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на
основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с
работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
 формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя
умения поиска и отбора источников информации в соответствии с
учебной задачей, а также понимание информации, представленной в
различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков
и т. д.;
 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а
также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
 умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками в отряде;
 умение находить общее решение и разрешать конфликты;
 формирование знаний о Государственной и военной символике; Днях
воинской славы России; о структуре Вооруженных Сил Российской
Федерации; об истории, символах и геральдике; о символах воинской
чести;
 формирование умений общаться с людьми, вести исследовательские
исторические записи, систематизировать и обобщать собранный
исторический материал, оформлять его и хранить, вести элементарную
поисковую и научно-исследовательскую работу.
Предметные результаты включают в себя возможность обучающихся
научиться:
 использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
 отличать истинные намерения своего государства и западных держав от
того, что предлагают современные СМИ;
 владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска
необходимой информации;
 использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению
мероприятий военно-патриотической направленности.
 готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных
целевых аудиторий;

 участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военнопатриотической тематике разного уровня;
 готовить исследовательские работы для участия в конференциях и
конкурсах.
Содержание программы «Юнармия» с указанием форм организации
Основное содержание
по темам

Виды деятельности

Россия - Родина моя(6часов)
Россия
Родина
моя.
Государственные
символы
Российской Федерации.
Кемеровская область – частица
России. Символика области. Кузбасс
в произведениях писателей, поэтов,
художников. Мариинск – частица
России.
Символика
города.
Известные мариинцы.
Экскурсия: в школьный музей

Продолжают
знакомство
с
символикой
РФ,
Кузбасса,
Мариинска;
читают
произведения
кузбасских поэтов
и писателей, ведут
исследовательскую
работу

Формы
организации

познавательные
беседы,
подготовка
презентаций,
проектов,
экскурсии,
викторины,
встреча с
известными
людьми,
просмотр
кинофильмов.
Изучают
устав
познавательн
Юный патриот(7часов)
ые
беседы,
Устав юнармейцев. Внутренний юнармейцев,
с подготовка
порядок и дисциплина юнармейцев. знакомятся
символикой
презентаций,
Символика Юнармии.
проектов,
Служба
в
ВС
- юнармии
экскурсии,
конституционная обязанность и
викторины,
почетное
право
гражданина
конкурсы,
РФ.Почему
необходима
просмотр
вооружённая защита Отечества.
кинофильмов.
День Народного Единства.
День согласия и примирения.
День Героев Отечества.
Просмотр
кинофильмов
о
юнармейском
движении,
«Офицеры».
Экскурсия в Краеведческий
музей.
Страницы прошлого России Самостоятельно
изучают
(21 час)
литературу,

познавательн
ые
беседы,
подготовка

Дни воинской славы России дни славных побед, сыгравших
решающую роль в истории России.
Полководцы в истории России.
Личность военнокомандующих в
современной Российской Армии
Памятные даты. Крещение Руси
988г. Куликовская битва 1380г.
Невская битва 1240г. Ледовое
побоище 1242г. Смута. Петр I и его
реформы. Битва под Полтавой
1709г. Российские императрицы:
Екатерина I, Елизавета и Екатерина
II.Александр Суворов. Его «подвиг»
- Швейцарский и Итальянские
походы. Отечественная война 1812
г. Михаил Кутузов. Первая мировая
война. Февральская и октябрьская
революции. Гражданская война.
Вторая мировая война. Великая
отечественная война. Календарь
событий.
Афганская
война.
Чеченская война.
День защитника Отечества.
Конкурсная
программа
«День
защитника Отечества»
Международный женский день
– 8 марта. Творческий вечер «У
войны не женское лицо»
Дети войны. Кузбасс в годы
Великой Отечественной войны.
Герои
Великой
Отечественной
войны. Земляки – герои.
Мариинцы
–
участники
локальных войн
День
Победы.
Проект
«Бессмертный полк»
Просмотр
кинофильмов
«Полководец Жуков», «Евпатий
Коловрат»
Виртуальное путешествие по
городам-героям
Встреча с участниками СВО

находят материал
по темам, делают
отчёты в виде
презентации,
видеофильма,
участвуют
в
конкурсных
программах,
готовят творческие
номера, выступают
в агитбригадах

презентаций,
проектов,
экскурсии,
викторины,
конкурсы,
встречи
ветеранами,
просмотр
кинофильмов

с

Тематическое планирование программы «Юнармия»
№
1
2
3

Тема
Россия - Родина моя
Юный патриот
Страницы прошлого России
Итого

Кол-во часов
6
7
21
34

Календарно – тематическое планирование программы «Юнармия»
34 часа (1 час в неделю)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема занятия

Кол-во
Дата
Корректировк
часов проведения
а

Россия - Родина моя(6 часов)
Россия - Родина моя. Государственные символы Российской
Федерации
Кемеровская область – частица России.Символика области.
Мариинск – частица России. Символика города. Известные мариинцы
Проект «Кузнецкая земля и кузбассовцы»
Защита проектов
Экскурсия в школьный музей
Юный патриот(7 часов)
Устав юнармейцев. Внутренний порядок и дисциплина юнармейцев
Символика Юнармии. Просмотр фильмов о юнармейском движении с
последующим обсуждением
Служба в ВС - конституционная обязанность и почетное право
гражданина РФ.
Экскурсия в Краеведческий музей
День Героев Отечества
Проект «Есть такая профессия – Родину защищать»
Защита проектов
Страницы прошлого России (21 час)
Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших
решающую роль в истории России.
Полководцы в истории России. Личность военнокомандующих в

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
33
34

современной Российской Армии
Памятные даты. Крещение Руси 988г. Куликовская битва 1380г.
Невская битва 1240г. Ледовое побоище 1242г. Смута.
Памятные даты. Петр I и его реформы. Битва под Полтавой 1709г.
Российские императрицы: Екатерина I, Елизавета и Екатерина II.
Памятные даты. Александр Суворов. Его «подвиг» - Швейцарский и
Итальянские походы. Отечественная война 1812 г. Михаил Кутузов.
Памятные даты. Первая мировая война. Февральская и октябрьская
революции. Гражданская война
Конкурсная программа «День защитника Отечества»
Памятные даты. Вторая мировая война
Творческий вечер «У войны не женское лицо»
Великая отечественная война. Календарь событий
Дети войны
Встреча с участниками СВО
Кузбасс в годы Великой Отечественной войны.
День Победы. Проект «Бессмертный полк»
Герои Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Памятные даты. Афганская война.
Памятные даты. Чеченская война.
Кузбассовцы – участники локальных войн
Проект «Военная летопись нашей семьи»
Защита проектов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

Материально-техническое обеспечение
№
1
2

Наименование
Техническиесредства
Компьютер
Комплект мультимедийного оборудования

Количество
1 шт.
1 шт.

Список литературы
1. Балязин В. Н. Фельдмаршалы России: Суворов, Кутузов, Барклай : историческая литература / В. Н. Балязин. Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 367 с.
2. Берзин А. А. Подлёдка Берзина : накануне дня ВМФ гостем «Родины» стал герой-подводник, более 50 раз
всплывавший в арктических льдах и дважды на Северном полюсе / беседовал В. Нордвик // Родина. - 2020. - № 7. С. 27-38.

3. . Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
4. Верховцева З.П. Вставай, страна огромная! [Текст] / З.П.Верховцева // Солдаты Сибири. 1941 - 1945. – Кемерово,
1985. – С. 18 – 25

5. Верховцева, З.П. Гордость и слава Кузбасса. 1941-1945 [Текст] / З.П.Верховцева. – Кемерово, 2008. – 580 с.

6. Верховцева З. А. Мы вышли из войны [Текст] / З.А. Верховцева // Солдаты Сибири. – Кемерово, 1978. – С. 306 321
7. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы: справочное издание. - Минск : Харвест, 2007. - 698 с. : рис. (Энциклопедический справочник).

8. Гареев М. А. Победители 1941-1945: полководцы и военачальники : учеб. пособ. по военно-патриотическому
воспитанию студентов / М. А. Гареев, Ф. В. Симонов. - Москва : Экзамен, 2005. - 574 с.

9. Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ, Государственный флаг РФ,
Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ. - М. : Экзамен, 2007. - 63 с.
10. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн : (В помощь учителям начальных классов): материалы для
проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград : Учитель,
2007. - 69 с. : рис.
11.Гербы городов России. Кн. 2 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В.
Блинов. - М. : Профиздат, 2006. - 222 с. : цв. ил.
12.Гербы городов России. Кн. 1 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В.
Блинов. - М. : Профиздат, 2004. - 223 с. : цв. ил.
13.Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.

14.Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.29-33.

15.Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.2. Кн.2. - М.: Русская вера, 1993. - 478 с.
16.Карпенко, З. Г. Их заслуги не забудет история (1941 – 1945 гг.) [Текст] / З. Г.
17.Карпенко // Кузнецкий уголь. – Кемерово, 1971. – С. 69 - 76.

18.Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. М.: Айрис-пресс, 2013. - 64 С.
19.Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: "Швиеса",
1976 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».