Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
РАССМОТРЕНА
на педсовете протокол
от 28. 08. 2025
№9
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ №12»
от 28.08.2025
№ 155
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» для 5–9-х классов
Мариинск 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных
Указом Президента от 09.11.2022 № 809;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента от 02.07.2021 № 400;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на
2025/26 учебный год, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования»;
Цель курса: формирование взглядов и убеждений обучающихся на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Цель курса неразрывно
связана с целевыми ориентирами воспитания, закрепленными в федеральных
программах воспитания, а тематика – с направлениями воспитания.
Задачи курса:
1. Формировать:
российскую гражданскую идентичность обучающихся;
интерес к познанию;
осознанное отношение к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
мотивацию к участию в социально-значимой деятельности;
готовность к личностному самоопределению.
1. Развивать:
общекультурную компетентность школьников;
умение принимать осознанные решения и делать выбор.
1. Способствовать:
осознанию обучающимися своего места в обществе;
самопознанию обучающихся, познанию своих мотивов,
склонностей;
выстраиванию
обучающимися собственного поведения
нравственных и правовых норм.
устремлений,
с
позиции
Место курса в плане внеурочной деятельности : учебный курс предназначен для
обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю – 34 часа в год в каждом
классе.
Формы проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» – познавательные
беседы, деловые игры, викторины и т.д. Формы соответствуют возрастным
особенностям обучающихся. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций ФОП
ООО. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
В основе определения содержания и тематики внеурочных занятий лежат два
принципа:
1. Соответствие датам календаря.
2. Значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа
ежегодно: государственные и профессиональные праздники, даты
исторических событий. Например, «День народного единства», «День
защитника Отечества», «День учителя» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Например, «Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина.
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К
примеру: «Как понять друг друга разным поколениям?», «Совесть внутри нас» и др.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы, поэтому
тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей:
становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Поэтому в
планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария:
первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная,
третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия. Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество). В заключительной
части подводятся итоги занятия.
Содержание курса внеурочной деятельности
Зачем человеку учиться? Обучение – важный процесс развития человека. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык – государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь – признак
образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи
в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии?
Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом – это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура – признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть
свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение – это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому
труду, к государству – фундамент гармоничного развития общества. Правила общения
внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей – залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о
наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов – изучение
страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество – совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей
участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого
человека – основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и
т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности – естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия – жизнь спасать. Спасатели – специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия – страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности – неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев
Отечества – выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации
– основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как
высшую ценность. Справедливость – одна из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть – внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы – это время не
только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции
народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и
близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм – это труд большой команды профессионалов. Современная
мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи – хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение
исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея
– крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему
важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес – ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели
и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей.
Бизнес – это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего
начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия – важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как
научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой – реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника – важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет – часть мирового наследия.
Театр – целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской
театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать актером
и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия – одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли – приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный
космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты – личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда – это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе.
Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти
о Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности – это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью
и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных
и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту
и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества
и экономики; развитие умения оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно,
систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ
выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
Русский язык:
совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности;
формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной
литературы;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами
чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте, извлечение информации из различных источников, ее
осмысление и оперирование ею.
Литература:
понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее
роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией
автора
и
мнениями
участников
дискуссии,
давать
аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык:
развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и
традициях народов России и других стран
Информатика:
освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических
средств информационно-коммуникационных технологий;
развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети
Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История:
формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории родного края и истории России, определять современников
исторических событий, явлений, процессов;
развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях,
процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их
участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и
знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
развитие умений выявлять существенные черты и характерные признаки
исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий,
явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с
важнейшими событиями XX – начала XXI вв.;
формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов
России.
Обществознание:
освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института, о характерных чертах общества, о
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и
политической сферах жизни общества, об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом
статусе
гражданина
Российской
Федерации
(в
том
числе
несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
развитие умения характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины);
формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства, связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве;
развитие умения использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
развитие умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
развивать
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизровать и критически оценивать социальную информацию,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
осознание ценности культуры и традиций народов России.
География:
освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании
качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в
решении современных практических задач своего населенного пункта,
Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития;
формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными
природными, социальными и экономическими явлениями и процессами,
реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития.
Тематическое планирование
Тематическое планирование рассчитано на 31 час в год в 5–9-х классах в соответствии
с рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на
2025/26 учебный год, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования». При этом данное тематическое планирование будет скорректировано в
ходе учебно-воспитательного процесса в соответствии с планированием на сайте
razgovor.edsoo.ru и часами, выделенными на курс «Разговоры о важном» в плане
внеурочной деятельности ООО: 34 часа в год в 5–9-х классах.
5–7-е классы
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов,
отводимых ЦОР/ЭОР
на освоение
темы
razgovor.edsoo.ru
1
1
Зачем человеку учиться?
2
Русский язык в эпоху цифровых технологий
1
razgovor.edsoo.ru
3
Цифровой суверенитет страны
1
razgovor.edsoo.ru
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
razgovor.edsoo.ru
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
razgovor.edsoo.ru
7
Как понять друг друга разным поколениям?
1
razgovor.edsoo.ru
8
О городах России. Ко Дню народного
единства
1
9
Общество безграничных возможностей
1
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина
1
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
12
Профессия – жизнь спасать
1
13
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
14
Россия – страна победителей. Ко Дню Героев
Отечества
1
15
Закон и справедливость. Ко Дню
Конституции
1
16
Совесть внутри нас
1
17
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее
1
20
Как создавать свой бизнес?
1
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки
1
22
Слушать, слышать и договариваться. Кто
такие дипломаты?
1
23
Герой из соседнего двора. Региональный
урок ко Дню защитника Отечества
1
24
День наставника
1
25
Большой. За кулисами. 250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России
1
26
Как справляться с волнением?
1
razgovor.edsoo.ru
27
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
razgovor.edsoo.ru
28
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
29
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда
1
30
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
razgovor.edsoo.ru
31
Ценности, которые нас объединяют
1
razgovor.edsoo.ru
Общее количество часов по программе
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
31
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
8–9-е классы
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов,
отводимых ЦОР/ЭОР
на освоение
темы
razgovor.edsoo.ru
1
1
Зачем человеку учиться?
2
Русский язык в эпоху цифровых технологий
1
razgovor.edsoo.ru
3
Цифровой суверенитет страны
1
razgovor.edsoo.ru
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
razgovor.edsoo.ru
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
razgovor.edsoo.ru
7
Как понять друг друга разным поколениям?
1
razgovor.edsoo.ru
8
О городах России. Ко Дню народного
единства
1
9
Общество безграничных возможностей
1
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина
1
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
12
Профессия – жизнь спасать
1
13
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
14
Россия – страна победителей. Ко Дню Героев
Отечества
1
15
Закон и справедливость. Ко Дню
Конституции
1
16
Совесть внутри нас
1
17
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее
1
20
Как создавать свой бизнес?
1
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки
1
22
Слушать, слышать и договариваться. Кто
такие дипломаты?
1
23
Герой из соседнего двора. Региональный
урок ко Дню защитника Отечества
1
24
День наставника
1
25
Большой. За кулисами. 250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России
1
26
Как справляться с волнением?
1
razgovor.edsoo.ru
27
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
razgovor.edsoo.ru
28
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
29
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда
1
30
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
31
Ценности, которые нас объединяют
1
Общее количество часов по программе
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
31
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru