Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №12" РАССМОТРЕНА на заседании МО приказом МБОУ «ООШ № 12» от 26.08.2021 №1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ « ООШ№12» протокол от 26.08.2021 Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики») 4 класс Составитель: Шлык Т.Н., учитель начальных классов, высшая квалификационная категоря Мариинск, 2021 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»(Модуль «Основы светской этики») Личностные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» при получении начального общего образования: 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной, региональной и этнической принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» при получении начального общего образования: 1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Составлять тексты в устной и письменной форме; 10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» при получении начального общего образования. 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4)формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5)формирование первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики») Раздел 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 2 ч. Тема 1.Введение. Россия – наша Родина! Духовные ценности человечества. Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культурные традиции народов России (обзор), родного края. Заочная (виртуальная ) экскурсия. Тема2.Культура и религия. Взгляд светский и взгляд религиозный. Общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы. Формы отражения представлений человека о мире : наука, искусство, религия (православная, иудейская, исламская, буддийская, мировых религиозных культур, основы светской этики), их роли в культуре, истории и современности России. Раздел 2.Основы светской этики. 28 ч. Тема 1. Диалог о философии и этике… Этика как часть философии. Мыслители и философы — учителя человечества. Тема 2. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность. Аристотель. Происхождение слова «этика». Этические качества человека. Добродетель. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики. Тема 3. Что такое добродетель… Этические учения о добродетелях. Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек. Тема 4. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. 11 добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Тема 5. Нравственные качества. Нравственные качества и добродетели. Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Тема 6. Терпение и терпимость. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях». Тема7. Суд над Сократом. Этика о нравственном выборе. Древние Афины. Сократ. Происхождение, увлечение философией. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Тема 8. Убеждения. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Тема9. Нравственный выбор. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Тема10. Совесть. Долг. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.В. А. Сухомлинский о совести.Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Тема11. Ответственность. Ф. М. Достоевский об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Тема12. Этика о воспитании самого себя. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание. Тема13. Справедливость. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Тема14. Государство, основанное на справедливости. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Тема15. Государство. Светская этика. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника. Тема16. Нравственный закон. Десять заповедей. Нравственный закон человеческой жизни. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Тема17. Заповеди любви. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства Тема 18. Любовь - основа жизни. Любовь в жизни человека. В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Тема19. Прощение. Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении. Тема20. Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении людей друг другу. дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Тема21. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Как мы относимся к другим людям. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммед об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Тема22. Мысли и поступки. Слова и речь. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. Тема23. Милосердие. Милосердие в жизни человеческого общества И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Тема24. «Золотое правило нравственности» Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских, этических и религиозных учениях. Тема 25. Нравственные законы в современном мире. Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся.Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль.Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Тема 26.Альберт Швейцер. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. Тема 27. Этическое учение Л.Н.Толстого. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог.Л. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. Л. Н. Толстой «Муравей и голубка» Тема 28. «Идти дорогою добра» Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Отрывок из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России.4 ч. Тема1.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Экскурсия в краеведческий музей. Тема2.Традиционные религии народов России: единство и различие (православной, иудейской, буддийской, мировых религиозных культур). Тема 3.Подготовка проектов по теме. «Как я понимаю православие», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Тема 4. Представление проектов. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля «Основы светской этики» Виды ,формы и Название раздела, темы № Количество содержание в часов, воспитательном п отводимых на аспекте. / освоение темы п Раздел 1. Духовные ценности и 2 нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Введение. Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культурные традиции народов России (обзор), родного края. Заочная (виртуальная) экскурсия. Культура и религия. Взгляд светский и взгляд религиозный .Общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы. Формы отражения представлений человека о мире : наука, искусство, религия (православная, иудейская, исламская, буддийская, мировых религиозных культур, основы светской этики. Раздел 2.Знакомство с основами этики Диалог о философии и этике… Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность. Что такое добродетель. Учение Аристотеля о добродетелях Нравственные качества. Терпение и терпимость. Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя. Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика. Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь - основа жизни. Прощение. Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Как мы относимся к другим людям. 1 1 инициировани е ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 -оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п.; аргументировани е и отстаивания своей точки зрения; -работа над индивидуальным и и групповыми проектами; -развитие волевых качеств учащихся (возникающие затруднения заставляют 24 25 26 27 28 29 30 Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности» Нравственные законы в современном мире Альберт Швейцер Этическое учение Л.Н.Толстого. «Идти дорогою добра» 1 1 1 1 1 1 1 учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); -формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера; -воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни; -воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения; -способствовать воспитанию развития волевых качеств учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); - инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками) Раздел 31 32 33 3.Духовные традиции многонационального народа России Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Экскурсия в краеведческий музей. Традиционные религии: единство и различие (православной, иудейской, буддийской, мировых религиозных культур). Подготовка проектов по теме: «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мо й дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.« Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» 4 1 1 1 -воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения; -реализация индивидуальных и групповых исследовательских проектов -формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонациональног о российского общества (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д. 34 Представление проектов. Итого 1 34