Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа №12"

РАССМОТРЕНА на заседании МО
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 26.08.2021 №1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ « ООШ№12»
протокол от 26.08.2021

Рабочая программа
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(Модуль «Основы светской этики»)
4 класс

Составитель:
Шлык Т.Н.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная
категоря

Мариинск, 2021

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики»(Модуль «Основы светской этики»)
Личностные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» при получении начального общего образования:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной,
региональной
и
этнической
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур
и светской этики» при получении начального общего образования:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить

свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами. Осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации. Составлять тексты в устной и письменной
форме;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» при получении начального общего образования.
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4)формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5)формирование первоначальных представлений об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(Модуль «Основы светской этики»)
Раздел 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества. 2 ч.
Тема 1.Введение. Россия – наша Родина!
Духовные ценности человечества. Россия как государство. Россия как часть планеты
Земля.
Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь
поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и
человечества. Родословная. Родословное древо. Культурные традиции народов России
(обзор), родного края. Заочная (виртуальная ) экскурсия.

Тема2.Культура и религия. Взгляд светский и взгляд религиозный. Общие этические
ценности, моральные нормы, духовные идеалы. Формы отражения представлений
человека о мире : наука, искусство, религия (православная, иудейская, исламская,
буддийская, мировых религиозных культур, основы светской этики), их роли в культуре,
истории и современности
России.
Раздел 2.Основы светской этики. 28 ч.
Тема 1. Диалог о философии и этике…
Этика как часть философии. Мыслители и философы — учителя человечества.
Тема 2. Продолжение диалога об этике.
Мораль и нравственность.
Аристотель. Происхождение слова «этика». Этические качества человека. Добродетель.
Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Тема 3. Что такое добродетель…
Этические учения о добродетелях. Определение добродетели по Аристотелю.
В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек.
Тема 4. Учение Аристотеля о добродетелях.
Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях.
Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через
поступки. 11 добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная
добродетель в совместной жизни людей.
Тема 5. Нравственные качества.
Нравственные качества и добродетели. Честность и правдивость. Честность и верность.
Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности.
Честность по отношению к другим и к самому себе.
Тема 6. Терпение и терпимость.
Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.
Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча
«Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Тема7. Суд над Сократом.
Этика о нравственном выборе. Древние Афины. Сократ. Происхождение, увлечение
философией. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его
поведение на суде. Смерть Сократа.
Тема 8. Убеждения.
Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о
цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».
Тема9. Нравственный выбор.
Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный
выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях.
Возможности изменения убеждений человека.
Тема10. Совесть. Долг.
Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.В. А.
Сухомлинский о совести.Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть.
Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».
Тема11. Ответственность.
Ф. М. Достоевский об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и
Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну,
окружающий мир.
Тема12. Этика о воспитании самого себя.

Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и
отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования.
Самовоспитание.
Тема13. Справедливость.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. Мо-цзы и его
политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.
Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.Мо-цзы о правильном устройстве
общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.
Тема14. Государство, основанное на справедливости.
Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Правила управления
государством.
Четыре дао благородного человека.
«Беседы и суждения» Конфуция. Изречения
Конфуция о государстве и правителе.
Тема15. Государство. Светская этика.
Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы
государства.
Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности
государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей.
Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства.
История праздника.
Тема16. Нравственный закон. Десять заповедей.
Нравственный закон человеческой жизни. Моисей-законодатель. Десять заповедей.
Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.
Тема17. Заповеди любви.
Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе.
Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как
основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства
Тема 18. Любовь - основа жизни.
Любовь в жизни человека. В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье.
Китайская притча «Ладная семья».
Тема19. Прощение.
Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный
выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения
философов и мыслителей о прощении.
Тема20. Древнегреческие мыслители о дружбе.
Этика об отношении людей друг другу. дружба в системе этических ценностей. Солон о
дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы.
Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы.
Тема21. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Как мы относимся к другим
людям.
Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк
Мухаммед об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции
добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений.
Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма.
Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской
этике.
Тема22. Мысли и поступки. Слова и речь.
Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки
человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и
отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о
мыслях и поступках.
Тема23. Милосердие.

Милосердие в жизни человеческого общества И. С. Тургенев «Нищий».
Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных
культурах.
Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и
милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа
христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.
Благотворительные организации в современном мире.
Тема24. «Золотое правило нравственности»
Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» —
нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных
философских, этических и религиозных учениях.
Тема 25. Нравственные законы в современном мире.
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и
бескорыстной помощи нуждающимся.Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль.Мать
Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной
жизни.
Тема 26.Альберт Швейцер.
Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение
посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность
А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе
поступка.
Тема 27. Этическое учение Л.Н.Толстого.
Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог.Л. Н. Толстой о
человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость
борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления
о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения
окружающего мира.
Л. Н. Толстой «Муравей и голубка»

Тема 28. «Идти дорогою добра»
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Отрывок из
произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России.4 ч.
Тема1.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема2.Традиционные религии народов России: единство и различие (православной,
иудейской, буддийской, мировых религиозных культур).
Тема 3.Подготовка проектов по теме.
«Как я понимаю православие», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,
«Что такое этика?», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С
чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и
процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка –
защитник Родины», «Мой друг» и т.д.«Диалог культур во имя гражданского мира и
согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
Тема 4. Представление проектов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного модуля «Основы светской этики»
Виды ,формы и
Название раздела, темы
№
Количество
содержание в
часов,
воспитательном
п
отводимых на
аспекте.
/
освоение темы
п

Раздел 1. Духовные ценности и 2
нравственные идеалы в жизни
человека и общества.

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Введение. Россия - наша Родина.
Духовные ценности
человечества.
Культурные
традиции
народов России
(обзор), родного
края.
Заочная (виртуальная) экскурсия.
Культура и религия. Взгляд
светский и взгляд религиозный
.Общие этические ценности,
моральные нормы, духовные
идеалы. Формы отражения
представлений человека о мире :
наука, искусство, религия
(православная, иудейская,
исламская, буддийская, мировых
религиозных
культур, основы светской этики.
Раздел 2.Знакомство с
основами
этики
Диалог о философии и этике…
Продолжение диалога об
этике.
Мораль и нравственность.
Что такое добродетель.
Учение Аристотеля о добродетелях
Нравственные качества.
Терпение и терпимость.
Суд над Сократом.
Убеждения.
Нравственный выбор.
Совесть. Долг.
Ответственность.
Этика о воспитании самого себя.
Справедливость.
Государство,
основанное
на
справедливости.
Государство. Светская этика.
Нравственный
закон.
Десять
заповедей.
Заповеди любви.
Любовь - основа жизни.
Прощение.
Древнегреческие
мыслители
о
дружбе.
Этика об отношении к другим
людям и самому себе. Как мы
относимся к
другим людям.

1

1

инициировани
е ситуаций,
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по поводу
выработки своего к
ней отношения

28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-оказание
содействия
эстетическому и
нравственному
воспитанию
учащихся
посредством
ознакомления с
произведениями
искусства и
литературы,
природными
явлениями,
научными
достижениями и
т.п.;
аргументировани
е и отстаивания
своей
точки
зрения;
-работа над
индивидуальным
и и групповыми
проектами;
-развитие
волевых качеств
учащихся
(возникающие
затруднения
заставляют

24
25
26
27
28
29
30

Мысли и поступки. Слова и речь.
Милосердие.
«Золотое правило нравственности»
Нравственные законы в
современном мире
Альберт Швейцер
Этическое учение Л.Н.Толстого.
«Идти дорогою добра»

1
1
1
1
1
1
1

учащихся
задумываться,
искать выход из
проблемной
ситуации);
-формирование и
совершенствование
у учащихся
нравственных
принципов,
посредством
собственного
личного примера;
-воспитание
терпимого
отношения к
взглядам и точкам
зрения других
людей, их
жизненной позиции
и образу жизни;
-воспитание
через
демонстрацию
учащимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения;
-способствовать
воспитанию
развития волевых
качеств учащихся
(возникающие
затруднения
заставляют
учащихся
задумываться,
искать выход из
проблемной
ситуации);
- инициирование
ситуаций,
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по поводу
выработки своего к
ней отношения
побуждение
школьников

соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(школьниками)
Раздел

31

32

33

3.Духовные
традиции
многонационального народа
России
Любовь и уважение к
Отечеству.
Патриотизм многонационального
и
многоконфессионального
народа
России. Экскурсия в
краеведческий
музей.
Традиционные религии: единство
и
различие (православной,
иудейской,
буддийской, мировых
религиозных
культур).
Подготовка проектов по теме:
«Памятники
религиозной
культуры (в моем городе, селе)»
и
т.д. «Мое отношение к миру»,
«Мое
отношение
к
людям»,
«Мое
отношение к России»,
«С
чего
начинается Родина», «Герои
России»,
«Вклад моей семьи в благополучие
и
процветание Отечества (труд,
ратный
подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мо
й
дедушка – защитник Родины»,
«Мой
друг» и т.д.« Диалог культур во
имя
гражданского мира и
согласия»

4

1

1

1

-воспитание
через
демонстрацию
учащимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения;
-реализация
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов
-формирование
чувства гордости
за свою Родину,
её
историю,
российский народ,
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций
многонациональног
о российского
общества

(народное творчество, стихи,
песни,
кухня народов России и т.д.

34

Представление проектов.
Итого

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».