Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № 1 от 28.08.2023 УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 12» от 28.08.2023 № 157 Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир музыки» 5-9 классы на 2023-2024 учебный год Составитель Мастаева Луиза Адрашидовна, учитель музыки Мариинск 2023 2 Содержание 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 2. Содержание курса внеурочной деятельности 3. Тематическое планирование 3 Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основании следующих документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N 62296); -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N 61573); -Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). -Рабочей программы воспитания МОУ «Воскресенская школа» -Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - Устава МОУ «Воскресенская школа»; - Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам (курсам, модулям) МОУ «Воскресенская школа». 1. Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные результаты: познавательный интерес к музыкальной деятельности; активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого развития; Музыкальная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Знания умения и навыки в конце 5 -9 классов. 1. Учащиеся должны знать понятия: музыка, искусство, виды искусства, композитор, исполнитель, слушатель, вокал, дирижер, ритм, динамика, темп; знать средства музыкальной выразительности. 4 2. Иметь навыки участия в музыкальных играх. Иметь навыки сольного и хорового пения. 3. Учащиеся должны уметь: - действовать в коллективе; - проанализировать музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности; - отзываться на знаки дирижера; -применять полученные знания в практической деятельности. -иметь навыки концентрации внимания и координации движений. - иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и мини-спектаклях. Обучающиеся к концу года получат возможность: ЗНАТЬ: 1. Что такое музыка. 2. Чем отличается музыка от других видов искусств. 3. С чего зародилась музыка. 4. Какие виды музыкальной деятельности существуют. 5. Кто создаёт музыкальные произведения. ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ: 1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения. 2. О вокально-хоровой деятельности (распевания). 3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале. УМЕТЬ: 1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене. 2. Образно мыслить. 3. Концентрировать внимание. 4. Ощущать себя в музыкальном пространстве. ПРЕОБРЕСТИ НАВЫКИ: 1. Общения с партнером (одноклассниками). 2. Элементарного музыкального мастерства. 3. Образного восприятия музыкального произведения. 4. Коллективного творчества Избавится от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобрести общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом. Через музыкальную работу развить чувство ответственности, чувство коллективизма, коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность; Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном ритме; коллективно и индивидуально передавать заданный ритм; создавать пластические импровизации под музыку разного характера. 2. Содержание курса внеурочной деятельности 5 1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки» «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах. Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр». музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация). 2. Тема «Разбудим голосок» Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. 3. Тема «Развитие голоса» В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение. 4. Тема «Фольклор» Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Формы – импровизация игр, хороводов, сказок. 5. Тема «Музыка» Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео-встречи с музыкантами, виртуальные экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях. 6 Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Формы –видео- экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов. 6. Тема «Творчество» В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы – творческие игры, конкурсы. 7. Тема «Радуга талантов» «Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение. Методическое обеспечение: сборник сценариев О.Емельяновой. 7 3. Тематическое планирование (5 класс) № Содержание темы п\п 1. Роль песни в жизни народа. Жанры русской народной песни. 2. Песни разных народов. Народные песни в произведениях композиторов. 3. Подготовка к «осенним посиделкам» 4. Кол-во часов 1 1 3 2 5. И.О.Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. М.Дунаевский – легенда в современной музыке 6. А.Пахмутова – композитор-патриот 2 7. Творчество Е.Крылатова в кинематографе 2 8. Марк Минков и детские фильмы и мульфильмы 2 Образ России, русской природы в песнях Ю.Чичкова и Е.Мартынова 10. Прекрасный творческий союз А.Зацепина, Л.Дербенева, Ю.Энтина и А.Пугачевой 11. Подготовка к творческому проекту. 2 12. Театрализованный концерт 2 13. Музыка и песни послевоенных лет композиторовпесенников (В.Высоцкого, М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой) 14. Песни о героях наших дней (песни современных авторов- О.Газманова и др.) 15. Песенный конкурс 4 9. Всего: 2 2 4 4 1 34 8 (6-7 класс) Содержание темы № п\п 1. Значение песни в жизни человека. Народная и профессиональная песня. 2. Многообразие жанров песенного фольклора Кол-во часов 1 2 3. Вокальные жанры – романс, ария, песня 2 4. Особенности современной песни. 1 5. «Романса прелестные звуки». 2 6. 4 8. Творческий проект «Современные композиторыпесенники». Виды танцев: ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные. «Знаменитые танцоры и хореографы мира». 9. Танцы в творчестве композиторов. 2 10. 1 11. Значение танцевальной музыки в современных праздниках. «Лучший танец» 12. «Школьный бал». 5 13. Введение. Марш в истории музыкальной культуры 1 14. Жанры маршей: военный, траурный, праздничный и тд. Марш в зрелищных видах искусства. 1 2 17. Роль маршевой музыки в организации современных праздников. «Доблесть, честь, отвага» 18. Итоговый урок 2 Всего: 34 7. 15. 16. 1 2 2 1 2 9 (8-9 класс) Содержание темы № п\п 1. Симфония, сюита, увертюра 2. Кол-во часов 1 1 3. Симфоническая поэма, симфоническая картинка, симфоническая фантазия Концерт 4. Знакомство с эстрадно-симфоничнской музыкой 2 5. Опера «Волшебная флейта» В. Моцарт 1 6. Опера «Свадьба Фигаро» В. Моцарт 1 7. Опера « Севильский цирюльник» Дж. Россини 1 8. Опера «Евгений Онегин» П. Чайковский 1 9. Опера «Борис Годунов» М. Мусоргский 1 10. Опера «Хованщина» М. Мусоргский 1 11. Балет «Жизель» А. Адан 1 12. Балет «Ромео и Джульета» С. Прокофьев 1 13. Балет «Золушка» С.Прокофьев 1 14. Балет «Жар птица» И. Стравинский 1 15. Балет «Петрушка» И. Стравинский 1 16. Балет «Весна священная» И. Стравинский 1 17. М.И. Глинка. Краткий обзор творчества 1 18. М.П. Мусоргский. Краткий обзор творчества 1 19. П.И. Чайковский. Краткий обзор творчества 1 20. Н. А. Римский – Корсаков. Краткий обзор творчества 1 21. Ф. Мендельсон. Краткий обзор творчества 1 22. Ф.Шопен. Краткий обзор творчества 1 23. И. Штраус. Краткий обзор творчества 1 24. И. Брамс. Краткий обзор творчества 1 25. Э. Григ. Краткий обзор творчества 1 26. К. Дебюсси. Краткий обзор творчества 1 27. С. В. Рахманинов. Краткий обзор творчества 1 28. М. Равель. Краткий обзор творчества 1 29. И. Ф. Стравинский. Краткий обзор творчества 1 30. С. С. Прокофьев. Краткий обзор творчества 1 31. Д.Д. Шостакович. Краткий обзор творчества 1 32. Г.В. Свиридов. Краткий обзор творчества 1 33. Итоговый урок 1 Всего: 34 1 10