Рабочая программа учебный курс Мир музыки 5-9 классы (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол № 1 от 28.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 28.08.2023 № 157

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Мир музыки»
5-9 классы
на 2023-2024 учебный год

Составитель Мастаева Луиза Адрашидовна,
учитель музыки

Мариинск 2023

2

Содержание
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности
3. Тематическое планирование

3

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основании следующих
документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)";
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано в Минюсте
России 29 января 2021 г. N 62296);
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.
N 61573);
-Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22).
-Рабочей программы воспитания МОУ «Воскресенская школа»
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Устава МОУ «Воскресенская школа»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным
учебным предметам (курсам, модулям) МОУ «Воскресенская школа».

1.

Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты:
 познавательный интерес к музыкальной деятельности;
 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
 социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого развития;
Музыкальная деятельность способствует развитию личностных качеств
учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей.
Знания умения и навыки в конце 5 -9 классов.
1. Учащиеся должны знать понятия: музыка, искусство, виды искусства, композитор,
исполнитель, слушатель, вокал, дирижер, ритм, динамика, темп; знать средства музыкальной
выразительности.
4

2. Иметь навыки участия в музыкальных играх. Иметь навыки сольного и хорового пения.
3. Учащиеся должны уметь:
- действовать в коллективе;
- проанализировать музыкальное произведение с точки зрения средств
выразительности;
- отзываться на знаки дирижера;
-применять полученные знания в практической деятельности.
-иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
- иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и
мини-спектаклях.
Обучающиеся к концу года получат возможность:
ЗНАТЬ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕТЬ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРЕОБРЕСТИ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
Избавится от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со
стороны", приобрести общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным
инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
Через музыкальную работу развить чувство ответственности, чувство коллективизма,
коммуникабельность,
дисциплинированность,
организаторские
способности,
умение
преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность;
Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; ориентироваться в
пространстве, двигаться в заданном ритме; коллективно и индивидуально передавать заданный
ритм; создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

2.

Содержание курса внеурочной деятельности
5

1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической
выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной
перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных
инструментах.
Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки»,
«Шумовой оркестр».
музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация).
2. Тема «Разбудим голосок»
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового
аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие,
чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на
отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе
каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения.
Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно
исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
3. Тема «Развитие голоса»
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские
песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные
по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен,
эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения
героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика
построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа
формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Фольклор»
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа:
Рождество Христово, Масленица, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с
истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми,
пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.
5. Тема «Музыка»
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что
даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео-встречи с
музыкантами, виртуальные экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие
детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о
музыкальном искусстве и его особенностях.
6

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько
развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и
взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы –видео- экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
6. Тема «Творчество»
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки,
скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети
учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает
вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние
характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение
музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность,
формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая
отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений
обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и
художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Радуга талантов»
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками,
родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно
проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения
музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные
исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций,
костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и
генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта:
подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за
декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение: сборник сценариев О.Емельяновой.

7

3. Тематическое планирование
(5 класс)
№
Содержание темы
п\п
1. Роль песни в жизни народа. Жанры русской народной
песни.
2. Песни разных народов. Народные песни в
произведениях композиторов.
3. Подготовка к «осенним посиделкам»
4.

Кол-во часов
1
1
3
2

5.

И.О.Дунаевский – основоположник отечественной
эстрадной музыки.
М.Дунаевский – легенда в современной музыке

6.

А.Пахмутова – композитор-патриот

2

7.

Творчество Е.Крылатова в кинематографе

2

8.

Марк Минков и детские фильмы и мульфильмы

2

Образ России, русской природы в песнях Ю.Чичкова и
Е.Мартынова
10. Прекрасный творческий союз А.Зацепина,
Л.Дербенева, Ю.Энтина и А.Пугачевой
11. Подготовка к творческому проекту.

2

12. Театрализованный концерт

2

13. Музыка и песни послевоенных лет композиторовпесенников (В.Высоцкого,
М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой)
14. Песни о героях наших дней (песни современных
авторов- О.Газманова и др.)
15. Песенный конкурс

4

9.

Всего:

2

2
4

4
1
34

8

(6-7 класс)
Содержание темы
№
п\п
1. Значение песни в жизни человека. Народная и
профессиональная песня.
2. Многообразие жанров песенного фольклора

Кол-во часов
1
2

3.

Вокальные жанры – романс, ария, песня

2

4.

Особенности современной песни.

1

5.

«Романса прелестные звуки».

2

6.

4

8.

Творческий проект «Современные композиторыпесенники».
Виды танцев: ритуальные, обрядовые, придворные,
бальные, салонные.
«Знаменитые танцоры и хореографы мира».

9.

Танцы в творчестве композиторов.

2

10.

1

11.

Значение танцевальной музыки в современных
праздниках.
«Лучший танец»

12.

«Школьный бал».

5

13.

Введение. Марш в истории музыкальной культуры

1

14.

Жанры маршей: военный, траурный, праздничный и
тд.
Марш в зрелищных видах искусства.

1

2

17.

Роль маршевой музыки в организации современных
праздников.
«Доблесть, честь, отвага»

18.

Итоговый урок

2

Всего:

34

7.

15.
16.

1
2

2

1

2

9

(8-9 класс)
Содержание темы
№
п\п
1. Симфония, сюита, увертюра
2.

Кол-во часов
1
1

3.

Симфоническая поэма, симфоническая картинка,
симфоническая фантазия
Концерт

4.

Знакомство с эстрадно-симфоничнской музыкой

2

5.

Опера «Волшебная флейта» В. Моцарт

1

6.

Опера «Свадьба Фигаро» В. Моцарт

1

7.

Опера « Севильский цирюльник» Дж. Россини

1

8.

Опера «Евгений Онегин» П. Чайковский

1

9.

Опера «Борис Годунов» М. Мусоргский

1

10.

Опера «Хованщина» М. Мусоргский

1

11.

Балет «Жизель» А. Адан

1

12.

Балет «Ромео и Джульета» С. Прокофьев

1

13.

Балет «Золушка» С.Прокофьев

1

14.

Балет «Жар птица» И. Стравинский

1

15.

Балет «Петрушка» И. Стравинский

1

16.

Балет «Весна священная» И. Стравинский

1

17.

М.И. Глинка. Краткий обзор творчества

1

18.

М.П. Мусоргский. Краткий обзор творчества

1

19.

П.И. Чайковский. Краткий обзор творчества

1

20.

Н. А. Римский – Корсаков. Краткий обзор творчества

1

21.

Ф. Мендельсон. Краткий обзор творчества

1

22.

Ф.Шопен. Краткий обзор творчества

1

23.

И. Штраус. Краткий обзор творчества

1

24.

И. Брамс. Краткий обзор творчества

1

25.

Э. Григ. Краткий обзор творчества

1

26.

К. Дебюсси. Краткий обзор творчества

1

27.

С. В. Рахманинов. Краткий обзор творчества

1

28.

М. Равель. Краткий обзор творчества

1

29.

И. Ф. Стравинский. Краткий обзор творчества

1

30.

С. С. Прокофьев. Краткий обзор творчества

1

31.

Д.Д. Шостакович. Краткий обзор творчества

1

32.

Г.В. Свиридов. Краткий обзор творчества

1

33.

Итоговый урок

1

Всего:

34

1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».