Рабочая программа по внеурочной деятельность Мир информатики 9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол № 1 от 28.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 28.08.2024 №

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир информатики»
9 класс

Мариинск 2024

1. Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по информатике для
9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год.
На изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к
основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
1) выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
2) сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, практическое задание);
3) сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
4) развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении данного курса, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе учебной деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при данного курса, являются:
 владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;

















владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать
форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе
с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике»
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.
Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды
тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины
ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
Модуль №1 «Информационные процессы»
2.1. Представление и передача информации
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания
реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма
представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Единицы
измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость
передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.2. Обработка информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение
задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их
функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.3. Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая
система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти,
необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных
процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных
продуктов, услуг связи.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»
2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по
управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и
т.д.); использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и
технические условия
безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и
разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных
параметров информационных объектов. Объём памяти, необходимый для хранения
объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов.
Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг
связи

2.5. Поиск информации
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение
запросов. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие
справочные системы
2.6. Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов и
конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов:
изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с областями
(выделение, копирование, заливка цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности.
Понятие математической модели.
Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие
математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им
исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в
ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)
устройствами Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.7. Математические инструменты, электронные таблицы.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по
ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных
версий.
2.8. Организация информационной среды.
Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из
Интернета). Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов. Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление доменного IP-адреса.
3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ
Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены
демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия
направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно
варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности
учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.
Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с
практическим решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого
раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном
виде.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной
теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание,
предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания
учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных
работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов,
например, «Сдам ГИА».
Основными методами обучения по программе курса являются практические методы
выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить
исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные
умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и
постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения
практического задания.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические
положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на
практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие
методы обучения:
 демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
 словесные (лекции, семинары, консультации);
 практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места,
подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения
своей работы).
3. Тематическое планирование

2

Тема
Основные подходы к разработке контрольных
измерительных материалов ОГЭ по
информатике»
Представление и передача информации

3

Обработка информации

8

4

Основные устройства ИКТ.

2

5

Поиск информации

4

6

Проектирование и моделирование.

2

7

Математические инструменты, электронные
таблицы
Организация информационной среды,
Решение тестов ОГЭ

2

1

8
9

ИТОГО

Кол-во часов
1

5

6
4
34

4.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.

Название темы
Знакомство с контрольноизмерительными материалами ОГЭ по
информатике 2020
Объём памяти, необходимый для
хранения текстовых данных
Проверочная работа №1 «Объём
памяти, необходимый для хранения
текстовых данных»
Декодирование кодовой
последовательности
Проверочная работа №2
«Декодирование кодовой
последовательности»
Определение истинности
составного высказывания
Проверочная работа №3 «Определение
истинности составного высказывания»
Анализ простейших моделей объектов
Проверочная работа №4 «Анализ
простейших моделей объектов»
Анализ простых алгоритмов для
конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд
Проверочная работа №5 «Анализ
простых алгоритмов для конкретного
исполнителя с фиксированным
набором команд»
Формальное исполнение алгоритмов,
записанных на языке
программирования
Проверочная работа №6 «Формальное
исполнение алгоритмов, записанныхна
языке программирования»
Принципы адресации в сети Интернет
Проверочная работа №7 «Принципы
адресации в сети Интернет»
Принципы поиска информации в
Интернете
Проверочная работа №8 «Принципы
поиска информации в Интернете»
Анализ информации,
представленной в виде схем

Кол-во
часов

Дата

Дом. задание

1
1

Прототип
задания № 1

1

Прототип
задания № 1

1

Прототип
задания № 2

1

Прототип
задания № 2

1

1
1

Прототип
задания № 3
Прототип
задания № 3
Прототип
задания № 4
Прототип
задания № 4

1

Прототип
задания № 5

1

Прототип
задания № 5

1

Прототип
задания № 6
Прототип
задания № 6

1
1
1
1
1

Прототип
задания № 7
Прототип
задания № 7
Прототип
задания № 8
Прототип
задания № 8
Прототип
задания № 9

№ п/п
19.
20.
21.

Название темы
Проверочная работа №9 «Анализ
информации, представленной в виде
схем»
Запись чисел в различных системах
счисления

Кол-во
часов

Дом. задание

1

Прототип
задания № 9

1

Прототип
задания № 10

Проверочная работа №10 «Запись чисел
в различных системах счисления»

Прототип
задания № 10
1

Прототип
задания № 11

1

Прототип
задания № 11

24.

Определение количества и
информационного объёма файлов,
отобранных по некоторому условию

1

Прототип
задания № 12

25.

Проверочная работа №12
«Определение количества и
информационного объёма файлов,
отобранных по некоторому условию»

1

Прототип
задания № 12

26.

Создание презентации

27.

Проверочная работа №13.1 «Создание
презентации»

28.

Создание презентации текстового
документа

Прототип
задания № 13.2

29.

Проверочная работа №13.2 «Создание
презентации текстового документа»

Прототип
задания № 13.2

22.
23.

30.

31.

32.

Поиск информации в файлах
и каталогах компьютера
Проверочная работа №11 «Поиск
информации в файлах и каталогах
компьютера»

Дата

Обработка большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы
Проверочная работа №14 «Обработка
большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы»
Создание и выполнение программы
(алгоритма)для заданного исполнителя

Прототип
задания № 13.1
1

Прототип
задания № 13.1

1

Прототип
задания № 14

1

Прототип
задания № 14
Прототип
задания № 15

33.

Проверочная работа №15 «Создание и
выполнение программы
(алгоритма)для заданногоисполнителя»

1

34.

Решение тестов ОГЭ

1

Прототип
задания № 15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».