Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол от 26.08.2024 №1 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ "ООШ №12"от 01.09.2024№31 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» 1-4 классы Мариинск, 2024 1. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс Профессии, связанные с природой . Вводное занятие. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У бабушки в деревне. Ловись, рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова. Профессия овощевод. Знакомьтесь. Агроном. Профессия цветоводВсе работы хороши, выбирай на вкус. Профессии наших мам .В магазине. В библиотеке .Весѐлая портняжка .Расти здоровым .Я в учителя пойду .Кухонный переполох. Причѐски такие разные .Профессии наших мам Профессии наших пап. Заводская проходная. Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток.весѐлый мастерок. Осторожно огонь! Я б в спасатели пошѐл, пусть меня научат. Профессия «Шахтѐр». Профессии нашего города. Все профессии нужны, все профессии важны. Кем быть? Каким быть? Профессия водитель. Профессии, связанные с путешествиями.Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие .Морское путешествие. На арене цирка. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год 2 класс Профессии, связанные с природой . Вводное занятие. Труд в почете любой, мир профессии большой! Какие бывают профессии? Профессия садовод. Беречь природу – это важно! Кто работает на полях .Профессии редкие и забытые .В сельском хозяйстве. По земле, под землѐй, в воде, по воздуху Профессии наших мам.Оденем куклу на работу, едем на работу. Мы идем в магазин. Аптека. Моя мама врач. Профессия повар. Домашний помощник. Парикмахерская. Кулинарный поединок. Работники издательств и типографии. Профессии наших пап.Веселые мастерские .По дороге идут машины. ПДД. Строительные специальности. Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй. Знакомство с промышленными профессиями. Куда уходят поезда? Угадай профессии. Истоки трудолюбия. Профессии, связанные с путешествиями.Откуда сахар пришел? Профессия летчик. Космическое путешествие. По морям, по волнам. Путешествие на стройку. Мои земляки в мире творческих профессий. Путешествие в мир профессий. Заключительное занятие. 3 класс Профессии, связанные с природой.Вводное занятие. Особенности и назначение профессий. Забытая профессия. В сельском хозяйстве. Труд в почѐте любой! Вся жизнь – творчество! Профессия цветовод .Ландшафтный дизайнер. Специалист по охране леса. Ветеринар и зоотехник. Профессия геодезист. Профессии наших мам. Трудовая история моей семьи. Трудовая гордость моей семьи.Семейные династии. Вот у Коли, например, мама – милиционер .Мама – лѐтчик? Что ж такого? Быть нужным людям. Сердце отдаю детям. Профессия учитель. Самая лучшая профессия. Профессия модельер. Профессии наших пап В сфере обслуживания. Многообразие рабочих профессий. Профессии отважных. На борьбу с огнѐм. Профессия – спасатель. Праздник в городе мастеров .Профессия моего папы очень интересна и необычна. Профессия полицейского Профессии, связанные с путешествиями Профессия. Что и как мы выбираем. Профессии такие разные .Путешествие в книжную страну «Наши друзья-книги». Как приходят вести. Путешествие в пожарную часть. Мои земляки в мире творческих профессий. Мы идѐм в магазин .Заключительное занятие. 4 класс Профессии, связанные с природой .Вводное занятие. Человек трудом красен! Викторина «Что мы узнали?»Чем пахнут ремесла? Кем я хочу стать? Палитра профессий. Труженики леса. Мастер сельскохозяйственного производства. Как сохранить природу! Профессии наших мам.Профессия репортѐр. Профессия журналист. Ярмарка профессий. Много профессий хороших и разных. Дети и материнство. Математика в профессии моих родителей. Профессия мамы – самая лучшая! Кулинарный поединок. Турнир профессионалов. Профессии наших пап. Профессии 21 века .Есть такая профессия – Родину защищать .Столярная мастерская. Всякий труд надо уважать. Лучший по профессии. Умным быть – модно! Профессия автомеханика. Мастер отделочных строительных работ. О профессиях разных, нужных и важных. Профессии, связанные с путешествиями.Туризм и путешествия .На арене цирка. Марафон профессий. Первые шаги к выбору профессии. Я исследую мир профессий. Путешествие в мир сказок. Профессии будущего. Заключительное занятие 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Сто дорог-одна моя» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности на занятиях внеурочной деятельности и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности Личностные результаты Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты Познавательные УУД: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. КоммуникативныеУУД: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Регулятивные УУД: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 3.Тематическое планирование с указанием количества академических часов,отводимых на освоение каждой темы учебного предмета 1 класс №п/п 1 2 Количе Электронн Формы ство ые организации Тема, часов (цифровые) раздел образовате курса льные ресурсы Раздел 1. 9ч. ИИП Беседа, Профессии, ДК просмотр м/ф связанные ИД и обсуждение. с природой Практическое занятие. Анализ ситуаций. Раздел 2. Профессии наших мам 7ч. ИИП ИД ДК Занятиеэкскурсия. Беседа, обсуждение ситуаций. Ролевые игры Воспитательный потенциал урока в соответствии с модулем «Школьный урок» - формирование становления ценностного отношения к своей Родине — России; осознаниесвоей этнокультурной и российской гражданской идентичность; - выбор источника получения информации; - планирование действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; - воспитание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение своего и других народов; согласно заданному алгоритму нахождение в предложенном источнике информации, представленную в явном виде; - устанавливание причины успеха/неудач учебной 9ч. 3 Раздел 3. Профессии наших пап 4 6ч. Раздел 4. Профессии, связанные с путешестви ями Планшеты ИД ИИП ДК деятельности; корректировка своей учебного действия для преодоления ошибок. Викторина. - формирование становление Практическое ценностного отношения к занятие. своей Родине — России; Настольные осознание своей игры. этнокультурной и российской гражданской идентичности; сравнение объектов, установление для сравнения, устанавливать аналогии; объединение частей объекта (объекты) по определенному признаку; - распознавание достоверной и недостоверной информации самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; Викторина. воспитание сопричастности к КВН. Ролевые прошлому, настоящему и игры. будущему своей страны и Практические родного края; занятия. - уважениесвоего и других народов; - определение существенных признаков для классификации, классифицировать предложенные объекты; - соблюдение с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; класс 2 №п/п Тема, раздел курса 1 Раздел 1. Количе Электронн Формы ство ые организации часов (цифровые) образовате льные ресурсы 9ч. ИИП Беседа, Воспитательный потенциал урока в соответствии с модулем «Школьный урок» - осознание ценности труда в Профессии , связанные с природой ДК ИД просмотр м/ф и обсуждение. Практическое занятие. Анализ ситуаций. 2 Раздел 2. Профессии наших мам 9ч. ИИП ИД ДК Занятиеэкскурсия. Беседа, обсуждение ситуаций. Инсценирова ние. Встречи с родителями. 3 Раздел 3. Профессии наших пап 8ч. Планшеты ИД Викторина. Практическое занятие. Настольные игры. жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. - бережное отношение к природе; проведение по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина - следствие); создание устного и письменного тексты (описание, рассуждение, повествование); - вырабатывание неприятие действий, приносящих ей вред. - формулирование выводов и подкрепление их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); -формулирование краткосрочных и долгосрочных целей (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; формирование первоначального представления о научной картине мира; формирование познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании. прогнозирование возможного развития процессов, событий и их последствия в аналогичных 4 8ч. Раздел 4. Профессии , связанные с путешеств иями ИИП ДК или сходных ситуациях; - выполнение совместных проектных задании с опорой на предложенные образцы. Викторина. - осознание ценности труда в КВН. Ролевые жизни человека и общества, игры. бережное отношение к Практические результатам труда, интерес к занятия. различным профессиям. Проекты - бережное отношение к природе; проведение по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина - следствие); создание устного и письменного текста (описание, рассуждение, повествование); класс 3 №п/ п 1 Тема, раздел курса Раздел 1. Профессии, связанные с природой Количе ство часов 9ч. Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы ИИП ДК ИД Формы организации Воспитательный потенциал урока в соответствии с модулем «Школьный урок» Практически е занятия. Просмотр видео роликов. - формирование неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. вырабатывание уважительного отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - установление причинноследственных связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; - восприятие и формулирования суждения, выражения эмоции в соответствии с целями и 2 Раздел 2. Профессии наших мам 9ч. ИИП ИД ДК 3 Раздел 3. Профессии наших пап 8ч. Планшеты ИД 4 Раздел 4. Профессии, связанные с путешестви ями 8ч. ИИП ДК условиями общения в знакомой среде; Занятие – - бережное отношение к практикум, физическому и психическому экскурсии, здоровью. мастер- определение разрывов класс между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; - проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; Занятие – стремление к практикум, самовыражению в разных экскурсии, видах художественной мастердеятельности. класс Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; - признание возможности существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; Просмотр соблюдение правил презентаций. здорового и безопасного (для Выполнение себя и других людей) образа творческих жизни в окружающей среде (в работ том числе информационной); Конкурс сравнивание несколько рисунков, вариантов решения задачи, экскурсия выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); -построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей; класс 4 №п/ п Тема, раздел курса Количе ство часов Электронны е (цифровые) Формы организации Воспитательный потенциал урока в соответствии с модулем «Школьный урок» образовател ьные ресурсы ИИП ДК ИД 1 Раздел 1. Профессии, связанные с природой 8ч. 2 Раздел 2. Профессии наших мам 9ч. ИИП ИД ДК Создание мультимеди йных презентаций «Современн ые и новые профессии» с использован ием фотографий , знакомящих с профессиям и родителей. 3 Раздел 3. Профессии наших пап 8ч. Планшеты ИД Оформление выставки «Главные профессии нашего города» на стенде «Мир глазами детей». Оформление выставки рисунков «Новая жизнь старых профессий». Посещение музея «Береста Сибири». - формирование становления ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; Сравнение объектов, установление основания -для сравнения, установление аналогий; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - распознание достоверной и недостоверной информации самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; воспитание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважениесвоего и других народов; - определение существенного признака для классификации, классифицирование предложенных объектов; - соблюдение с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся) правил информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - уважениесвоего и других народов; формирование первоначальных представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 4 Раздел 4. Профессии, связанные с путешестви ями 8ч. ИИП ДК Оформление фотовыставк и «Слава людям труда!». Участие в реализации проекта«Тру довые династии в моей семье». - нахождение закономерности и противоречияв рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; - анализ и создание текстовых, видео, графических, звуковых, информаций в соответствии с учебной задачей; признание индивидуальности каждого человека; -сопереживание, уважение и доброжелательность к другому человеку; выявлениенедостатока информации для решения учебной(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - самостоятельное создание схемы, таблицы для представления информации. Тематическое планирование 1 класс Тема занятия № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. Профессии, связанные с природой Вводное занятие. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства У бабушки в деревне Ловись, рыбка Труженики леса Хлеб – всему голова Профессия овощевод Знакомьтесь. Агроном Профессия цветовод Все работы хороши, выбирай на вкус Раздел 2. Профессии наших мам В магазине В библиотеке Весѐлая портняжка Расти здоровым Я в учителя пойду Кухонный переполох Причѐски такие разные. Профессии наших мам Раздел 3. Профессии наших пап Заводская проходная Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток Весѐлый мастерок Осторожно огонь! Я б в спасатели пошѐл, пусть меня научат Профессия «Шахтѐр» Профессии нашего города Все профессии нужны, все профессии важны Кем быть? Каким быть? Профессия водитель Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями Куда уходят поезда Высоко в облаках Космическое путешествие Морское путешествие На арене цирка Заключительное занятие Подведение итогов работы за год Кол-во часов 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 2 2класс № п/п Тема занятия Введение Кол-во часов 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел 1. Профессии, связанные с природой Вводное занятие Труд в почете любой, мир профессий большой! Какие бывают профессии Профессия садовод Беречь природу – это важно! Кто работает на полях Профессии редкие и забытые В сельском хозяйстве По земле, под землѐй, по воде, по воздуху Раздел 2. Профессии наших мам Оденем куклу на работу, едем на работу Мы идем в магазин Аптека Моя мама врач Профессия повар Домашний помощник Парикмахерская Кулинарный поединок Работники издательств и типографии Раздел 3. Профессии наших пап Веселые мастерские По дороге идут машины. ПДД Строительные специальности Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй Знакомство с промышленными профессиями Куда уходят поезда Угадай профессии Истоки трудолюбия Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями Откуда сахар пришел Профессия летчик Космическое путешествие По морям, по волнам Путешествие на стройку Мои земляки в мире творческих профессий Путешествие в мир профессий Заключительное занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 класс 3 № п/п 1 2 3 4 5 Тема занятия Раздел 1. Профессии, связанные с природой Вводное занятие Особенности и назначение профессий Забытая профессия В сельском хозяйстве Труд в почѐте любой! Вся жизнь – творчество Кол-во часов 9 1 1 1 1 1 6 7 8 9 Профессия цветовод. Ландшафтный дизайнер Специалист по охране леса Ветеринар и зоотехник Профессия геодезист 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Трудовая история моей семьи Трудовая гордость моей семьи Семейные династии Вот у Коли, например, мама - милиционер Мама – лѐтчик? Что ж такого? Быть нужным людям Сердце отдаю детям Профессия учитель Самая лучшая профессия Профессия модельер Раздел 2. Профессии наших мам Раздел 3. Профессии наших пап 1 2 3 4 5 6 7 8 В сфере обслуживания Многообразие рабочих профессий Профессии отважных На борьбу с огнѐм Профессия – спасатель Праздник в городе мастеров Профессия моего папы очень интересна и необычна Профессия полицейского Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями 1 2 3 4 5 6 7 8 Профессия. Что и как мы выбираем Профессии такие разные Путешествие в книжную страну «Наши друзья-книги» Как приходят вести Путешествие в пожарную часть Мои земляки в мире творческих профессий Мы идѐм в магазин Заключительное занятие 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 класс 4 № п/п Тема занятия Раздел 1. Профессии, связанные с природой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие. Человек трудом красен Человек трудом красен Викторина «Что мы узнали?» Чем пахнут ремесла? Кем я хочу стать? Палитра профессий Труженики леса Мастер сельскохозяйственного производства Как сохранить природу! Кол-во часов 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 2. Профессии наших мам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Профессия репортѐр Профессия журналист Ярмарка профессий Много профессий хороших и разных Дети и материнство Математика в профессии моих родителей Профессия мамы – самая лучшая! Кулинарный поединок Турнир профессионалов 1 2 3 4 5 6 7 8 Профессии 21 века Есть такая профессия – Родину защищать Столярная мастерская Всякий труд надо уважать Лучший по профессии Умным быть – модно! Профессия автомеханика Мастер отделочных строительных работ О профессиях разных, нужных и важных 1 2 3 4 5 6 7 8 Туризм и путешествия На арене цирка Марафон профессий Первые шаги к выбору профессии Я исследую мир профессий Путешествие в мир сказок Профессии будущего Раздел 3. Профессии наших пап Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями Заключительное занятие 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1