Рабочая прграмма ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол
от 26. 08. 2025
№1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ
«ООШ №12»
от 02.09.2025
№ 31

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Школьный музей»
для 7-9 классов
на 2025-2026 учебный год

Составитель Левинская Т.В.,
учитель математики,
высшая квалификационная
категория

Мариинск 2025

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный музей» составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО).
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (с
дополнениями и изменениями), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010
г. №1897 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- Примерной основной образовательной программой основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (Протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Учебным планом МБОУ «ООШ №12»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободные от обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения
уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны,
формировать у школьников чувство национального самосознания.
«Школьный музей» - цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с
учетом
необходимости
соблюдения
единства
образовательного
контекста,
гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному,
просветительскому контенту, идеям, основанных на традиционных ценностях Российской
Федерации.
Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по
инициативе учащихся и педагогов школы. В музее школы учащиеся занимаются поиском,
хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры,
различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением,
музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны.
Основными целями и задачами курса внеурочной деятельности «Школьный музей»
являются:
ЦЕЛИ:
1. Обучить основам музейной работы.
2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и
исследовательской деятельности учащихся.
3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, малой Родины и
Отечества.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для
пополнения музейного фонда.

3.
Развитие
умения работать с различными источниками информации:
периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической,
художественной литературой.
4. Формирование навыков работы с архивными документами.
5. Развитие
навыка самостоятельного исследования материала, подготовки
рефератов на предложенную тему.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во
время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий,
умения правильного оформления собранного материала.
7. Укрепление школьных традиций.
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный музей» посвящена
развитию творческого потенциала растущего гражданина – приемника в эстафете
поколений – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный
музей.
Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и
способностей детей, формирование их жизненной активности. Технологическую основу
программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму
творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой
присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и
традициям родного края. Основным принципом реализации программы является: принцип
межпредметных связей.
Направленность программы по содержанию является гражданско-патриотической,
по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации –
кружковой, по времени реализации – трехгодичной подготовки.
Новизна программы «Школьный музей» заключается в изменении содержания
образовательного курса на основе изучения истории школы через методическую систему
занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм.
Актуальность программы обусловлена тем, что в обучении школьников основам
музейного дела используется интеграция музейной педагогики, основного образования
через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его
коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций,
электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных
экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание школьной газеты и
информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков.
Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в
форме экскурсий, музейных уроков, классных часов, занятий кружка, проектных работ.
Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков
истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это
направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических
игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с людьми разных профессий,
ветеранами, знаменитыми выпускниками школы.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых
дверей (1 раз в полугодие), встречи за «круглым» столом.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и
методы музейной педагогики дают возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе
детей к исследовательской деятельности;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и внеклассные занятия, исследовательскую работу в
школьном музее и школе.
Направления деятельности:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными
ценностями.
 Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык
музейной экспозиции.
 Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
 Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более
эффективно.
 Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме
отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и
педагогов дополнительного образования.


Основные формы занятий:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города ;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Ожидаемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по
истории школы, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и
фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь
истории школы с историей родного края, с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к
истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения
перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город,
достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на
знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и
навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в
процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации
предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по

экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на
внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном
(семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в
процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у
учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и
вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического
сознания школьников.
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на
уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на
основе их самостоятельной работы в музее;
- написание и защита исследовательской работы;
- проведение учебно-практических конференций;
- оформление альбома-отчёта;
- самостоятельное оформление стендов;
- сбор и систематизация материала по работникам и выпускникам школы;
- участие учащихся в районных, окружных, всероссийских конкурсах с творческими
и исследовательскими работами краеведческого характера.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую
активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного
приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о
традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых
воспитываются нынешние поколения.
Место предмета в учебном плане
Программа
соответствует
федеральному
компоненту
государственного
образовательного стандарта третьего поколения и представляет собой вариант программы
организации внеурочной деятельности обучающихся.
Общее количество часов – 102 часа . Срок реализации: 3 года.
1 год обучения – 7 класс 34 часа
2 год обучения – 8 класс 34 часа
3 год обучения – 9 класс 34 часа
Рассчитана на 34 учебных часа в каждом учебном году и предполагает
равномерное распределение этого времени по неделям с целью проведение регулярных
еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 45 минут.
2. Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
Личностные результаты

- В сфере гражданского воспитания: активное участие в жизни страны, родного
края и семьи; готовность в разнообразной совместной деятельности, стремление в
взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности.
- В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, своей
школы; ценностное отношение к достижениям своей Родины (подвигам и трудовым
достижениям); уважение к историческому и природному наследию, памятникам и
традициям.
- В сфере духовно-нравственного воспитания: ценностное отношение к школе,
своему городу, народу, Родине, к героическому прошлому и настоящему нашего
Отечества; начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
- В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к традициям своей школы и
своего народа в целом, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности культуры как средства коммуникации и самовыражения.
- В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности.
- В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
- В сфере ценности научного познания: овладение языковой и читательской
культуры как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Метапредметные результаты
- В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации.
- В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижении результатов, разделять сферу ответственности.
- В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и
условиям; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоение программы внеурочной деятельности
«Школьный музей» представлены с учетом специфика содержания предметных областей,
к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.

- Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.
- История: соотносить события истории с событиями региональной историей
родного края и школы; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
людей; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактических материалах; уважение к историческому наследию
народов России.
3. Содержание рабочей программы
Курс ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории,
вспомогательных исторических дисциплин, краеведения и музееведения.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая
деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная
деятельность, встречи, читательские и научные конференции, практические занятия.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Школьный музей» ( 34 ч.)
№
п/п
Тема
Содержание занятия
Вводное занятие – 1 час
Задачи, содержание и значение работы «Школьного
1. Вводное занятие.
музея».
Особенности работы историков-краеведов.
Музей как институт социальной памяти – 3 часа
Происхождение музея. Изучение музеев античного
2. Происхождение музея.
Профили и типы музеев.
мира и эпохи Возрождения. Первые национальные
музеи.
Рассмотрение профилей и типов музея.
Выбор профиля и темы музея.
3. Специфика школьного музея
как центра музейнопедагогической и
краеведческой работы в
школе.
Музейный предмет и способы его изучения – 3 час
Знакомство с понятиями: музейный предмет,
4. Понятия: музейный предметпредмет музейного
предмет музейного назначения, экспонат и работа с
назначения – экспонат.
ними в рамках школьного музея.
Классификация музейных предметов.
Проведение научных исследований активом школьного музея – 2 часа
Экспедиции и краеведческие походы как способ
5. Экспедиции и краеведческие
изучения темы и основная форма комплектования
походы.
фондов.
Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы – 5 часа
Работа с понятием: фонды школьного музея.
6. Фонды школьного музея и их
Термины: коллекция – фонд – единица хранения.
значение.
Изучение структуры фондов: основной, научноКомплектование музейных
вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд
фондов.
и фонд временного хранения.
Основные направления фондовой работы:
7. Учет музейных фондов.
комплектование, учёт и хранение.

Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Экспозиция школьного музея – 5 часа
Работа с понятиями: экспонат, экспозиция,
Понятия: экспонат,
экспозиционный комплекс. Этапы создания
экспозиция, экспозиционный
экспозиции.
комплекс. Этапы создания
Тексты в экспозиции – виды и функции, правила
экспозиций
составления.
Выставка (экспозиция временного характера) как
Выставка как форма
актуальная для школьного музея форма презентации
презентации коллекций.
его коллекций.
Интерактивные выставки.
Работа с аудиторией – 3 час
Основные требования к музейной экскурсии.
Музейная экскурсия и ее
Этапы подготовки экскурсии.
подготовка.
Рассмотреть работу экскурсоводов, их цели и задачи.
Работа экскурсовода.
Изучение истории школьного музея – 3 час
Рассмотреть школьный музей как источник изучения
Школьный музей – источник
родного края.
изучения родного края.
Направления работы школьного музея,
Направление работы
исследовательская деятельность.
школьного музея.
Историческое краеведение – 2 часа
Историческое краеведение как Историческое краеведение как наука.
наука. Как проводить беседы с Объекты изучения.
Общественно полезный характер исторического
очевидцами исторических
краеведения. Как проводить беседы с очевидцами
событий.
исторических событий и записывать их
воспоминания.
Изучение записей воспоминаний, хранящихся в
школьном музее
Изучение и охрана памятников, связанных с
Изучение и охрана
историей борьбы нашего народа за свою
памятников Великой
независимость в годы Великой Отечественной
Отечественной войны.
войны.
Военно-патриотическая работа – 3 часа
Жители округа – ветераны и труженики тыла
Жители округа – ветераны и
Великой Отечественной войны.
труженики тыла ВОВ.
Организация фотовыставки.
Ученики школы – защитники Отечества.
Ученики школы – защитники
Организация фотовыставки.
Отечества.
Изучение истории школы – 3 часа
Основные события в жизни школы. Учителя школы.
Основные события в жизни
Организация фотовыставки.
школы. Учителя школы.
Подведение итогов – 1 час
Как оформлять результаты практических работ.
Организация отчетной
Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
выставки.
Хранение музейных фондов.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Формы организации учебных занятий
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами
беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с
ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.

Учебно-методическое сопровождение:
1.Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий/ Под ред. Н.М.
Ланковой - М.: ВЛАДОС,2001.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/.Емельянов Б.В. - М.,2017.
4. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,
2015 г.
Материально техническое обеспечение
Фонд школьного музея, мультимедийное оборудование (ноутбук, телевизор)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».