28.08.2023
План профориентационной работы школы
на 2023-2024 учебный год
(Основной уровень Профориентационного минимума)
Цель: формирование готовности к профессиональному
самоопределению обучающихся 6 - 9 классов общеобразовательных
организаций.
Задачи
основного уровня:
-
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций, основанной на сочетании
мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к
формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
-
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей
профессиональной ориентации обучающихся;
-
разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам
(6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классы);
-
разработка плана профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ по разным физиологиям
и возрастам;
-
выявление исходного уровня сформированности внутренней
(мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к
профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности,
который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной
программе;
-
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня
осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
-
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем
будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных
мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
-
формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной
среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся
компетенций и возможностей среды;
-
совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за
профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов)
по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному
самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации);
-
повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся
в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые
результаты:
-
для обучающихся 6 - 9 классов - развитие всех компонентов готовности к
профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и
самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив),
построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
-
для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся
подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и
рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о
наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и
отраслях экономики Российской Федерации;
-
для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и
технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик,
направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание
возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых,
современных, научно обоснованных методик и технологий;
-
для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным
задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с
учащимися. Реализация плана предусматривает активное участие педагогов,
родителей обучающихся МОБУ «ООШ № 12» г. Мариинска, сотрудников центра
занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных
мероприятий, направленных на подготовку востребованных в районе
профессиональных кадров. Профессиональная ориентация в школе - это система
учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого
объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках
профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы
находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не
терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе
общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и
получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная
работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями,
учителями предметниками. По результатам участия во всех мероприятиях основного
уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется
индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной
траектории.
Форматы
профориентационной работы
Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На
выбор:
- Уроки общеобразовательного цикла,
включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной
деятельности. Используется интерактивный
сервис «Конструктор будущего» в рамках проекта «Билет в будущее».
- Рекомендованное количество: 34 часа
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Диагностический конструктор (2 этапа):
несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей
обучающихся - 4 часа
Урок «Россия - мои горизонты» (для тех,
кто впервые зарегистрирован в Проекте) - 2 часа
Рефлексивный урок - 4 часа
Мероприятия на выбор:
- Профориентационные программы внеурочной
деятельности;
- Дополнительные профориентационные уроки;
- Онлайн-уроки «Шоу профессий»;
- Проектная деятельность.
Рекомендованное количество: 34 часа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На выбор:
Профессиональные пробы на базе Площадки
Экскурсии на производство
Экскурсии и посещение лекций в
образовательных организациях СПО
Конкурсы профориентационной направленности
Может быть реализована в рамках внеурочной
деятельности. Рекомендованное количество: от 12 часов Может быть
реализована в рамках внеурочной деятельности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
- Родительское собрание (ознакомительное
или итоговое) Рекомендуемое количество: от 2 часов
Профориентационные мероприятия на основном
уровне:
- Профориентационные уроки;
- Онлайн-диагностика, направленная на
выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору
профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации
обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
- Групповой разбор результатов
профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный
урок;
- Информационное сопровождение обучающихся
и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня
Профориентационного минимума и организует регистрацию участников;
- Профессиональные пробы практического
и/или моделирующего уровней;
- Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.