Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный Пожарный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»

РАССМОТРЕНА
на педсовете протокол
от 28. 08. 2025
№9

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ №12»
от 28.08.2025
№ 155

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Юный пожарный»
для 8 класса

на 2025-2026 учебный год

Составитель Левинская Т.В.,
учитель математики,
высшая квалификационная
категория

Мариинск 2024

Пояснительная записка
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Юный
пожарный» «МожемЧудоСовершить» разработана на основе авторской программы
В.А.Горского. В основу программы внеурочной деятельности дружины юных пожарных
положены идеи и положения Концепции духовно - нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Рабочая программа направлена на формирование у школьников сознательного отношения
к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных
знаний и умений, распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы
защиты от них, и, в конечном счете, для воспитания личности безопасного типа личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека,
осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом, разумно
сочетать личные интересы с интересами общества.
Актуальность программы
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий,
проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных
отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения
множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти
опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при
условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных
ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
Статистика пожаров говорит нам о необходимости усиления систематического и
планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению
безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе
может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности программа дружины юных
пожарных .
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по
поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры
по безопасности в обращении с огнем, с приборами пожаротушения и во многих других
ситуациях.
Целью рабочей программы является повышение уровня знаний учащихся по пожарной
безопасности, подготовка детских добровольных пожарных дружин.
Формы организации внеурочной деятельности:
 беседы;
 экскурсии;
 викторины;
 презентации;
 театрализованное представление.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель данной программы в области формирования системы знаний и умений: освоение
знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых
для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть
потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
 формировать навыки безопасного поведения;
 ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни;
 изучить методы и приемы защиты от опасностей;
 изучить основы медицинских знаний;



обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных
ситуациях;
 изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное
безопасное существование;
 расширить кругозор;
 развить воображение детей;
 стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.
Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в
неделю по 1 часу.
Программа составлена на основе следующих принципов общекультурного
развития и воспитания:
принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у
школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного
отношения к безопасности;
принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное
состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества,
высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного
представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего
оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными
ориентирами человеческой жизни;
принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений
большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками,
родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми
взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла
жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком,
ребёнка со значимым взрослым.
принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа
продуктов при проведении занятий;
принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое
отождествление себя со значимым другом, стремление быть похожим на него. В
школьном
возрасте
преобладает
образно-эмоциональное
восприятие
действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации.
принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности
учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;
принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий
от простого к сложному;
принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и
навыков.
Перечисленные ориентиры могут составить основу проектируемой
программы формирования универсальных учебных действий. Можно выделить
четыре блока основных видов УУД:
- личностные универсальные учебные действия: умение жить по правилам; умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение
выделять нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях;
- регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование;
осуществление учебных действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка;
саморегуляция;
- познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; знаковосимволические; информационные; логические;
- коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать

в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 выраженной устойчивой познавательной мотивации;
 положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое
следование в поведении моральным нормам;
 установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь;
Регулятивные результаты:
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять инициативу в сотрудничестве;
 самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения
действия
и вносить необходимые коррективы;
Познавательные результаты:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и интернета;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные результаты:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его
участников;
 последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основными способами достижения планируемых результатов является
проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов,
практических занятий.
В результате освоения программы дружины юных пожарных
«МожемЧудоСовершить» учащиеся должны:
знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения
пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения,
оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
научиться:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства
пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при
пожарах
и
других чрезвычайных ситуациях.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных
средств
и
средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения
пожаров различных категорий на различных объектах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния
школы, выступают в составе агитбригады.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
I. Пожарно - профилактическая подготовка.
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие
пожарно5й охраны и добровольных пожарных России.
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей
создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с
пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I,
Екатерине II,; пожары Москвы; научно- технические достижения в области
предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной
охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов.
2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей
среды и источников зажигания.
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь – друг и враг
человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился
управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях.
Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с
огнем.
Практическая работа: демонстрация особенностей возгорания различных
горючих
материалов;
демонстрация
действия
различных
средств
пожаротушения.
3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год.
Рассказы о некоторых характерных пожарах.
Основные
причины
пожаров.
Основы
профилактики
пожаров.
Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы
о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: выполнение презентаций на тему «Причины возникновения
пожаров»
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в
образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила
содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при
пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию
эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном

образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5. Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны.
Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение
приемов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств
пожаротушения. Выполнение памяток по теме.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных
правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность
граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной
безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстрированных материалов для
проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в
образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения
пожаров.
Назначение, область применения
автоматических систем
пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной
сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем
водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и
устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда
юных пожарных; проведение организационно - деятельностной игры по
отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и
противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных
средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих
средств. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация
огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при
тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно- техническое
вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования
различных средств пожаротушения в быту, в школе. Экскурсия в пожарную
часть. Изготовление поделок на тему
«Средства тушения пожара»
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами
пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально
психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе
группы.
Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного»
Первичная доврачебная помощь при пожаре
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и
физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности
организма. Сердечнососудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь
при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой
доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
4. Противопожарное водоснабжение

Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств;
способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические
характеристики. Пожарные водоемы, пожарный гидрант и пожарный кран; их
назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне
противопожарного водоснабжения.
5. Подготовка
театрализованного
представления
по
противопожарной
безопасности
«Новый год без хлопот»
Формирование знаний правил пожарной безопасности. Индивидуальное и
групповое обучение. Подготовка декораций и костюмов кпредставлению.
Практическая работа: репетиция и отработка ролей
.
Подведение итогов. Театрализованное представление .
Подведение итогов работы.
Практическая работа: показ театрализованного представления.
8. Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»
Подготовка к викторине «Моя безопасность».
Практическая работа: проведение викторины «Моя безопасность».

Приложение 1
Учебно-тематический план
№
п/п
1

2

3

4

Темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика
I. Пожарно-профилактическая подготовка
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных
2
1
1
пожарных. Развитие пожарной охраны и
добровольных пожарных России
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные
2
1
1
характеристики горючей среды и источников
зажигания.
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за
1
0,5
0,5
последний год. Рассказы о некоторых характерных
пожарах
Правила пожарной безопасности в школе и в быту
2
1
1

3

Что делать при возникновении пожара?
2
Ответственность за нарушение правил пожарной
1
безопасности
II. Тактико-техническая подготовка
Средства противопожарной защиты и тушения
4
пожаров. Общие сведения
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные
3
автомобили и противопожарное оборудование
Основы профессии пожарного
2

4

Первичная доврачебная помощь при пожаре

4

1

3

5
6

Противопожарное водоснабжение
Подготовка театрализованного представления по
противопожарной безопасности.
Подведение итогов. Театрализованное представление
сказки «Теремок»

3
5

1
1

2
4

1

-

1

Обобщение по разделу. Викторина «Моя
безопасность»

2

1

1

34

13

21

5
6

1
2

7

8
Итог
о

1
0,5

1
0,5

2

2

1

2

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».